Мало кто знает, что 5-кратный чемпион формулы-1 в свое время был величайшим раллийным гонщиком.
В преддверии ралли Аргентины мы просто обязаны вспомнить легендарного аргентинского гонщика Хуана Мануэля Фанхио, который знаменит не только своими 5-ю титулами в «королеве автоспорта», но и победой в одной из самых сложных раллийных гонок довоенного времени.
Хуан Мануэль Фанхио Гран-при Севера (Gran Premio del Norte).
В конце 1930-х годов мало кто знал Хуана Мануэля Фанхио. Его карьера началась в 1938 году, когда он дебютировал в аргентинской гоночной серии Turismo Carretera за рулем Форд V8. В 1940 году аргентинец пересел на переднеприводный Corvett, который помог ему проложить свою дорогу к успеху…
В 1940 году организаторы Turismo Carretera решили провести в рамках своего чемпионата ралли-марафон Гран-при Севера (Gran Premio del Norte). Это была наисложнейшая гонка, протянувшаяся от Буэнос-Айреса до Лимы и обратно. Общая дистанция соревнования составляла около 10 000 км!!
Маршрут ралли Гран-при Севера (Gran Premio del Norte).
Для сравнения, нынешнее ралли Аргентины включает в себя всего 405 км, да и дистанция знаменитого ралли Дакар в этом году была всего 9374 (5212 боевых километров). Фактически протяженность Гран-при Севера равна дистанции 24 современных гонок классического ралли или двум полным сезонам WRC. Самый короткий из 13 спецучастков той знаменитой гонки был более 100 км!
Как и современным гонщикам Дакара, спортсменам прошлого пришлось преодолевать горные перевалы Анд на высоте более 4-х км над уровнем моря, грубые грунтовые дороги, водные преграды и многое другое. Причем в то время пилоты ехали без разведки, стенограммы, экипажей поддержки, медицинских и спасательных служб. Надо ли говорить, что в таких условиях здесь было много аварий, а порой даже и настоящих трагедий…
Траектория Падения Оскара Гальвеса (200 метров)
Изуродованный автомобиль Оскара Гальвеса
Но трудности поджидали Хуана не только на трассе. Ему пришлось потратить много сил и нервов, чтобы получить в свое распоряжение тот самый Chevrolet Coupe. В итоге нужную сумму Хуану выделил бизнесмен из его родного города Балкарке, который организовал лотерею и продал 1000 билетов для покрытия всех расходов.
Затем Фанхио пришлось долго попотеть в гараже, чтобы адаптировать автомобиль к условиям гонки (поднять подвеску, поставить подходящие амортизаторы, колеса и установить огромный бензобак).
Во время гонки аргентинец и его штурман Гектор Тайри провели немало часов за ремонтом своего автомобиля (сломанный радиатор, генератор, карданный вал и т.д.), а один раз им даже пришлось восстанавливать его после крупной аварии.
Наверное многие помнят, как в 2012 году грузовик Алеша Лопрайса попал в сильную аварию из-за того, что механик чешского гонщика уснул за рулем. На Гран-При Севера Гектору пришлось много раз одергивать Фанхио, чтобы тот не уснул во время движения. Временами они даже жевали чеснок и листья кокаинового куста, чтобы хоть как-то взбодрить себя. В том ралли Фанхио проехал 109 часов на очень высокой скорости. К примеру, 1 363 километровый спецучасток он преодолел со средней скоростью 125 километров в час.
Хуан Мануэль Фанхио в конце 1323-х километрового спецучастка, который он прошел со средней скоростью 126 км в час
Несмотря на все сложности, экипаж Хуана и Гектора прибыл в Буэнос-Айрес в качестве победителя этого изнурительного ралли. Многотысячная толпа приветствовала его как национального героя, скандируя «Фанхио! Фанхио! Фанхио!» В тот день, наверное, даже глава правительства Рамон Кастильо мог бы позавидовать популярности аргентинского гонщика.
К сожалению победа Фанхио и этот легендарный ралли-марафон остались практически незамеченными остальным миром. Пока Фанхио в кромешной тьме пробирался через Анды, в Европе уже во всю шла Вторая Мировая Война и «Битва за Британию», поэтому журналистам было совсем не до Южной Америки. И уж тем более не до гонок…
Хуан Мануэль Фанхио приветствует зрителей на финише гонки в Буэнос-Айресе (1940 год)
В конце 1940-х годов мир начал восстанавливаться после разрушительной войны. К этому моменту Фанхио был уже достаточно известен у себя на Родине, поэтому не удивительно, что правительство Аргентины именно его отправило покорять Европу, где он смог 5 раз стать обладателем заветного титула чемпиона формулы-1.
Впоследствии Михаэль Шумахер скажет о нем: «Фанхио находится на уровень выше, чем я. Его достижения это нечто особенное… У меня такое огромное восхищение к тому, чего он смог достичь …»
Хуан-Мануэль Фанхио умер в 1995 году в возрасте 84 лет.
Автор:Nataly |