В грузовой категории произошла настоящая революция – в течение года «Дакар» потерял обе полноценные заводские команды, которые в последние годы обычно старательно выжигали любой намек на конкуренцию со стороны различных частных команд... Год назад с марафона «выставили» белорусский МАЗ, который попал под международные санкции, введенные против режима Лукашенко, а сейчас из-за санкций за бортом там же оказался КАМАЗ. Таким образом, грузовой зачет на «Дакаре» получил полную «перезагрузку», когда все прогнозы и оценки соотношения сил приходится выстраивать с нуля – поступает время полузаводских и частных команд, которые довольно неожиданно получили реальную возможность побороться за победу и призовые места. Теперь на первый план выходит не столько борьба бюджетов (ее обычно выигрывали практически «государственные» заводские команды КАМАЗ, МАЗ и т.д.), сколько опыт по успешной подготовке и эксплуатации гоночной техники... Конечно, наличие бюджета и какой-либо технической поддержки со стороны производителя остается одним из ключевых факторов, но общее соотношение сил в грузовой категории уже существенно изменилось. Итак, какое положение дел имеем на сейчас?
Главным фаворитом сейчас однозначно считается нидерландская Team de Rooy, которая в последние годы не только старалась оказывать какое-то сопротивление заводской армаде камазовцев, а еще и активно расширяла свою клиентскую программу – немало разнообразных команд получили от них Iveco Tracker и Iveco Powerstar (причем как в качестве боевой «ударной» техники, так и боевых техничек)... Поэтому не приходится удивляться, еще среди первых пятнадцати заявленных экипажей со стартовыми номерами от 500 до 515) девять стартуют на Iveco Powerstar – причем среди них четыре представляют Team de Rooy. Интересно, что фактически будут будто две разные команды – Boss Machinery Team De Rooy Iveco (экипажа Януса ван Кастерена и Виктора Верстейнена) и Eurol Team De Rooy Iveco (семейный тандем из опытного ветерана Мартина ван ден Бринка и его сына Митчела). Из этого квартета по меньшей мере два экипажа являются реальными претендентами на победу – ван Кастерен и старший ван ден Бринк, которые в свое время выступления КАМАЗа не раз финишировали в середине Топ-10. Многие возлагают надежды также на Митчелла ван ден Бринка, который на предыдущем марафоне в возрасте 20 лет стал десятым... Из других представителей марки Iveco фаворитом является чех Мартин Мацик, который за последние пять лет трижды финишировал на «Дакарах» в Топ-5. Есть еще голландец Кес Колен, который в 2022 году за рулем Iveco Powerstar умудрился стать первым чемпионом мира по ралли-рейдам в грузовой категории. Но выдержит ли он темп признанных лидеров?
Однако можно принять во внимание еще несколько экипажей на технике других марок, которые попытаются навязать борьбу признанным фаворитам на Iveco Powerstar. Безусловно, этот перечень открывает чех Алеш Лопрайс, который в очередной раз стартует на прототипе Praga V4S DKR собственной подготовки – все же невозможно случайно восемь раз завершить «Дакар» в Топ-10 (в том числе и на подиуме) и выиграть девять этапов в борьбе с КАМАЗ и Team de Rooy! К тому можно еще прибавить двух опытных чехов на технике Tatra от компании Buggyra – Мартина Шолтиса (Tatra 815) и Ярослава Валтра-старшего (Tatra Phoenix). Довольно интересно будет снова увидеть ветерана Томаша Томечека, который третий год подряд будет пилотировать боевую техничку команды South Racing. Существенно сократилось представительство марки Renault, но в поле зрения болельщиков вполне могут регулярно попадать два экипажа команды Riwald Dakar Team – нидерландцы Паскал где Бар на «традиционном» Renault C460 и Герт Хузінк на Renault C460 Hybrid с гибридной силовой установкой (оба уже имеют опыт финиша в Топ-10). Кстати, Renault сейчас не одинок в своих экспериментах с гибридными гоночными грузовиками – уже во второй раз на старте увидим Hino 600-Hybrid Терухито Сугавари. В прошлом году ему удалось довести этот прототип до финиша на 22-м месте, несмотря на кучу проблем (особенно с коробкой передач) – теперь есть задача улучшить этот результат.
В итоге, первый этап смог выиграть чешский экипаж Мартина Мацика на Iveco. Грузовик Мацика преодолел первый спецучасток протяженностью в 367 км за 3 часа 46 минут 35 секунд. Второе место занял экипаж Praga под управлением чеха Алеша Лопрайса с отставанием в 5 минут 46 секунд, третьим стал нидерландец Мартин ван де Бринк на Iveco (+10.13).
POS. | N° | EXP. | DRIVE-TEAM | TEAM | TIME | VARIATION | PENALITY |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 501 |
(CZE) MARTIN MACIK
(CZE) FRANTISEK TOMASEK
(CZE) DAVID SVANDA
|
MM TECHNOLOGY | 03H 57' 18'' | 00H 01' 00'' | ||
2 | 508 |
(CZE) ALES LOPRAIS
(CZE) PETR POKORA
(CZE) JAROSLAV VALTR JR
|
INSTAFOREX LOPRAIS PRAGA | 04H 02' 19'' | + 00H 05' 01'' | ||
3 | 511 |
(NLD) MITCHEL VAN DEN BRINK
(NLD) JARNO VAN DE POL
(ESP) MOISES TORRALLARDONA
|
EUROL TEAM DE ROOY IVECO | 04H 06' 36'' | + 00H 09' 18'' | ||
4 | 505 |
(CZE) JAROSLAV VALTR
(CZE) RENE KILIAN
(CZE) TOMAS SIKOLA
|
TATRA BUGGYRA ZM RACING | 04H 08' 23'' | + 00H 11' 05'' | ||
5 | 502 |
(NLD) JANUS VAN KASTEREN
(POL) DAREK RODEWALD
(NLD) MARCEL SNIJDERS
|
BOSS MACHINERY TEAM DE ROOY IVECO | 04H 12' 46'' | + 00H 15' 28'' | ||
6 | 500 |
(NLD) KEES KOOLEN
(NLD) WOUTER DE GRAAFF
(NLD) WOUTER ROSEGAAR
|
PROJECT 2030 | 04H 25' 51'' | + 00H 28' 33'' | 00H 02' 00'' | |
7 | 503 |
(CZE) MARTIN SOLTYS
(CZE) ROMAN KREJCI
(CZE) DAVID HOFFMANN
|
TATRA BUGGYRA ZM RACING | 04H 26' 08'' | + 00H 28' 50'' | 00H 15' 00'' | |
8 | 512 |
(NLD) BEN VAN DE LAAR
(NLD) JAN VAN DE LAAR
(NLD) ADOLPH HUIJGENS
|
FRIED VAN DE LAAR RACING | 04H 26' 16'' | + 00H 28' 58'' | ||
9 | 514 |
(LTU) VAIDOTAS PASKEVICIUS
(LTU) TOMAS GUZAUSKAS
(LTU) SLAVOMIR VOLKOV
|
FESH FESH TEAM | 04H 29' 22'' | + 00H 32' 04'' | ||
10 | 506 |
(NLD) MARTIN VANDENBRINK
(NLD) RIJK MOUW
(NLD) ERIK KOFMAN
|
EUROL TEAM DE ROOY IVECO | 04H 31' 28'' | + 00H 34' 10'' | ||
11 | 515 |
(ITA) CLAUDIO BELLINA
(ITA) BRUNO GOTTI
(ITA) GIULIO MINELLI
|
MM TECHNOLOGY | 04H 43' 31'' | + 00H 46' 13'' | ||
12 | 534 |
(BEL) IGOR BOUWENS
(SEN) SYNDIELY WADE
(BEL) ULRICH BOERBOOM
|
GREGOOR RACING TEAM | 04H 52' 28'' | + 00H 55' 10'' | ||
13 | 520 |
(NLD) GERT HUZINK
(NLD) ROB BUURSEN
(NLD) MARTIN ROESINK
|
RIWALD DAKAR TEAM | 04H 55' 27'' | + 00H 58' 09'' | ||
14 | 516 |
(NLD) EGBERT WINGENS
(NLD) MARIJE VAN ETTEKOVEN
(NLD) MARIJN BEEKMANS
|
DDW RALLYTEAM | 05H 02' 52'' | + 01H 05' 34'' | ||
15 | 519 |
(JPN) TERUHITO SUGAWARA
(JPN) HIROKAZU SOMEMIYA
(JPN) YUJI MOCHIZUKI
|
HINO TEAM SUGAWARA | 05H 03' 51'' | + 01H 06' 33'' | 00H 15' 00'' | |
16 | 510 |
(NLD) RICHARD DE GROOT
(NLD) MARK LAAN
(NLD) JAN HULSEBOSCH
|
FIREMEN DAKAR TEAM | 05H 05' 26'' | + 01H 08' 08'' | ||
17 | 509 |
(CZE) TOMAS VRATNY
(POL) BARTLOMIEJ BOBA
(CZE) JAROMIR MARTINEC
|
FESH FESH TEAM | 05H 08' 02'' | + 01H 10' 44'' | ||
18 | 517 |
(NLD) BEN DE GROOT
(NLD) TOM BREKELMANS
(NLD) GOVERT BOOGAARD
|
DE GROOT SPORT | 05H 11' 45'' | + 01H 14' 27'' | ||
19 | 521 |
(NLD) GERRIT ZUURMOND
(NLD) TJEERD VAN BALLEGOOY
(NLD) KLAAS KWAKKEL
|
STICHTING RAINBOW TRUCK TEAM | 05H 24' 46'' | + 01H 27' 28'' | ||
20 | 526 |
(NLD) AD HOFMANS
(NLD) REMON VAN DER STEEN
(NLD) MARK SALOMONS
|
DE GROOT SPORT | 05H 49' 03'' | + 01H 51' 45'' | ||
21 | 539 |
(BEL) DAVE BERGHMANS
(FRA) SAM KOOPMANN
(BEL) TOM GEUENS
|
OVERDRIVE RACING | 06H 13' 50'' | + 02H 16' 32'' | ||
22 | 530 |
(HUN) MIKLOS KOVACS
(HUN) PÉTER CZEGLÉDI
(HUN) ACS LASZLO
|
QUALISPORT RACING | 06H 36' 06'' | + 02H 38' 48'' | ||
23 | 544 |
(ESP) JORDI CELMA OBIOLS
(FRA) XAVIER MOREAU
(ITA) CLAUDIO GIANFORMAGGIO
|
PBX TEAM | 28H 57' 23'' | + 25H 00' 05'' | 19H 10' 00'' |