Перед стартом на Ралли Финляндии команда Eurolamp WRT провела тренировку в Эстонии. На протяжении двух дней, 23 и 24 июля, Валерий Горбань и Владимир Корся работали в живописных окрестностях поселка Канепи.
А паузы между работой пилота и штурмана было решено посвятить небольшому подведению итогов минувшей части сезона. Большая часть разговора была посвящена нынешнему автомобилю команды – MINI John Cooper Works WRC, на котором экипаж уже выступил на шести этапах чемпионата мира 2016 года.
В 2013-2015 годах автомобиль был задействован в спецификации RRC и использовался как в национальном чемпионате Украины (принес Горбаню и Корсе высший титул в 2013 году), так и в чемпионате мира (наивысшим достижением стало третье место экипажа на Rally Sweden 2015 года в зачете WRC-2). Между прочим, этот шведский успех Горбаня и Корси стал единственным подобным достижением марки MINI и известной британской компании Prodrive в категории WRC-2!
В конце 2015 года FIA предприняла очень жесткую (и успешную!) попытку «выдавить» категорию RRC с международной арены, наложив драконовское ограничение – с 2016 года Regional Rally Car получили впускной рестриктор диаметром 28 мм (прежде было 30 мм), что сделало эти машины совершенно неконкурентоспособными по сравнению с их «одноклассниками» (точнее, с техникой класса R5). В этой ситуации в Eurolamp WRT было принято решение произвести переподготовку автомобиля под требования высшей категории WRC и включиться в борьбу за очки в абсолютном зачете чемпионата мира. И уже в марте 2016 года экипаж Валерия Горбаня и Владимира Корси завоевал свои первые очки в абсолюте, став десятым на Rally Mexico!
В принципе, для «трансформации» MINI JCW RRC в спецификацию WRC требуется не так уж и много радикальных изменений – увеличение рестриктора с 30 мм до 33 мм, часть доработок в двигателе (другой маховик, новое программное обеспечение для управления двигателем), иной аэродинамический пакет… Как пилот и штурман оценили бы изменения в машине, на которой они выступают уже четвертый сезон подряд? Что пришлось изменить в своем подходе к делу?
Владимир Корся: Я, как штурман, каких-то резких изменений по сравнению с прежними стартами на RRC не почувствовал – не возникало необходимости как-то изменить нашу стенограмму, как-то значительно адаптировать ее под возможности WRC… Конечно, нельзя сказать, что вообще ничего не изменилось – машина теперь ускоряется гораздо быстрее, скорость возросла. Поэтому мне пришлось изменить темп чтения стенограммы, вносить значительную поправку «на упреждение», учитывать, что те или иные прямые мы теперь проезжаем гораздо быстрее, чем раньше.
Валерий Горбань: У меня иная ситуация – я как пилот сразу почувствовал, как резко изменились характеристики машины и ее поведение, как резко повысилась «планка» ее возможностей. И на первых порах, сразу после «трансформации» машины из RRC в WRC мне было очень непросто освоиться с ней – следовало понять, где теперь находится предел ее возможностей, подобраться к этой границе, но не перешагнуть ее. Сейчас, когда прошло полгода и позади уже шесть стартов в чемпионате мира, мне уже легче находить общий язык с машиной. Но впереди еще много работы…
Когда я начал первые тренировки и выступления на MINI JCW WRC, то новые впечатления не заставили себя ждать – машина стала гораздо мощнее (прирост мощности получился большим, где-то с 270 л.с. до минимум 300 л.с.) и быстрее, причем как в поворотах, так и на прямых… И это потребовало моей значительно внутренней перестройки – надо быстрее реагировать, быстрее просчитывать ситуацию на трассе, привыкать к несколько иному поведению машины.
То есть WRC отличается от RRC не только по техническим характеристикам (мощность, крутящий момент, скорость, ускорение), но и по особенностям пилотирования? Хотя вроде бы одно и то же шасси, только с другой аэродинамикой и более мощным двигателем?
Валерий Горбань: Как раз новый аэродинамический пакет многое изменил в поведении машины – что-то сразу пошло в плюс, а что-то потребовало от меня определенной адаптации. Возьмем заднее антикрыло. На RRC оно достаточно простое, его размеры строго регламентированы, а на WRC это мощная аэродинамическая конструкция, полностью изменившая баланс машины – задние колеса нагружены сильнее, автомобиль стал гораздо устойчивее в поворотах, их можно проходить быстрее. Но с такой большой «этажеркой» приходится иначе преодолевать трамплины – на RRC прыжок получался более ровным, машина летит почти параллельно земле. В случае с WRC картина совсем другая – на трамплине машина старается пойти на «посадку» почти как самолет, с задранным носом (задняя часть-то сильно нагружена). И это обстоятельство надо постоянно учитывать…
У Eurolamp WRT в ближайшее время запланированы еще три старта в чемпионате мира – в Финляндии, Испании и Уэльсе. Но уже сейчас, во второй половине лета, многие команды начинают строить планы на следующий сезон – оценить возможность той или иной программы стартов, определиться с техникой… Есть ли у нашей команды какие-то ориентиры на сезон 2017 года?
Валерий Горбань: Сейчас сложно дать ответ на этот вопрос – в первую очередь, из-за совершенно неопределенной ситуации в чемпионате мира. Как известно, со следующего года вступает в силу новый технический регламент для автомобилей категории WRC – машины версии 2017 года будут на голову выше нынешних WRC, но при этом выступать на них будут только заводские команды. И нет ясности, что будет с машинами нынешнего поколения – кто на них будет выступать в чемпионате мира, на каких условиях? Пока в FIA не могут дать исчерпывающего ответа на эти вопросы.
Я очень надеюсь, что раллийный комитет FIA уже в самом скором времени (например, сразу после финского этапа) сможет предложить четкую концепцию и структуру чемпионата мира на следующий год. Нужен отдельный зачет для экипажей и команд, которые будут выступать на WRC версии 2011-2016 годов, и сражаться в более-менее равных условиях. Неважно, как его назовут – Кубок, Трофей или еще как-то. Главное, чтобы машины WRC предыдущего поколения были востребованы.
По моему мнению, нынешние WRC нужны в любом случае. Если сравнить машины WRC нового поколения с техникой R5, то разрыв между ними будет колоссальным – максимальное применение электроники, преимущество в мощности почти на сотню сил… В этом случае WRC в текущей версии нужны как промежуточное звено между R5 и WRC 2017 года, чтобы как-то «сгладить» этот разрыв. И вот когда в FIA примут какое-то окончательное решение, каким должен быть чемпионат мира в следующем году – тогда мы наконец-то получим возможность строить какие-то планы на 2017 год.
Автор:Дмитрий Лунин |