Ралли - дисциплина автоспорта, крайне требовательная к настройкам ходовой части автомобиля. Инженер команды Eurolamp WRT, Егор Лавров, знает множество секретов о том, как "научить" боевую машину работать не только эффективно, но и комфортно для пилота. Сегодня он рассказал RallyUA о секретах своей профессии.
"Подвеска спортивного автомобиля должна выполнять две ключевые функции - обеспечивать постоянное качественное сцепление с дорогой и при этом обеспечивать еще и управляемость. И эти две характеристики противоположны в своих способах реализации. Так уж вышло, что управляемость требует максимально жесткой подвески, а сцепление - энергоемкой и достаточно мягкой. Получается, что настройка перед стартом призвана обеспечить именно баланс между этими критериями", - рассказывает Егор
В отличие от других дисциплин, ралли проходит по дорогам, которые далеки от идеального кольцевого асфальта (например), поэтому инженеры, настраивающие подвеску, должны отталкиваться от этих условий: "Можно сказать, что существует некая "идеальная" настройка, которая позволит машине ехать максимально быстро. Но! Приоритет не в этом - мы должны дать гонщику комфортные условия, и если на самых лучших настройках пилот чувствует себя неуютно, то он никогда не сможет выйти на хорошие времена, и реализовать потенциал машины. Как говорят британцы, driver has to be happy. И вот когда он счастлив - значит, настройки сделаны правильно".
Добиться этого можно в несколько шагов: "Вся работа проходит во время тестовых выездов - на шейкдауне мы можем только проверить результаты своих предыдущих усилий. От названия шейкдауна происходит и его роль: протрясти, встряхнуть автомобиль перед стартом и найти остаточные проблемы и недоработки.
А на тесты мы привозим несколько наборов пружин, определяемся с тем, какие подходят больше к данным условиям, а потом приступаем к настройкам самого амортизатора. Раллийные дороги существенно отличаются как от частных трасс, так и от других дисциплин, потому что скорость и сила воздействия на шток амортизатора намного выше, чем где-либо еще. Наши Ohlins, которые позволяют менять характеристики как снаружи, так и с помощью внутренних компонентов, наиболее оптимально настраиваются именно изнутри. Внутри амортизатора находится специальный набор регулирующих шайб, и за этот сезон мы уже протестировали три разных настройки. Но в принципе, такие настройки происходят нечасто, так как требуют достаточного объема тестовой информации и специальных тестовых сессий".
Экипаж Валерия Горбаня и Владимира Корси выступает на Чемпионате мира по ралли, и с нашим автомобилем работают как украинские специалисты команды, так и сотрудники "с родины" MINI, компании Prodrive: "Пилот во время тестов всегда передает инженерам свои впечатления от работы машины. И чем больше тестов проведено, тем больший объем информации для анализа работы есть у команды. Если говорить о нашем экипаже, то мы постепенно меняем настройки в сторону повышения сцепных качеств подвески", - завершает свой рассказ Егор.
Напомним, что в ближайшее время команда Eurolamp WRT обеспечит техническое сопровождение для Бориса Ганджи, который принимает участие в Чемпионате Украины по ралли.
Автор:moond |