При упоминании австралийских гонщиц многие люди вспоминают, прежде всего, обворожительную Молли Тейлор, которая в 2013 году выиграла чемпионат Европы по ралли в женском зачете (ERC Ladies Trophy). Однако, в первой половине 20-ого века в раллийном мире гремело имя совсем другой австралийки, которая сражалась наравне с мужчинами, а иногда и обыгрывала их. Её имя – Джоан Ричмонд.
Она родилась в 1905 году и воспитывалась родителями как настоящая леди, но с самого детства ей был присущ дух борьбы и соревнований. С юного возраста она занималась верховой ездой и мечтала выступать в скачках. На её беду, местные власти запретили женщинам быть жокеями, поэтому дорога в конный спорт для австралийки была закрыта. Разъяренная Джоан приняла решение перейти в автоспорт, где доказала, что действительно может конкурировать с «сильным полом» и даже одерживать верх над мужчинами. В 1931 году она финишировала 5-ой на гран-при Австралии, а в один прекрасный день юная гонщица услышала о легендарном ралли Монте-Карло и решила принять в нём участие.
И у неё был только один путь добраться из Мельбурна в Монако. Нет, не думайте о комфортабельном перелете в салоне роскошного самолета, как это делают большинство современных раллистов. Юной Джоан практически всю дорогу пришлось ехать за рулем Riley Nine, чтобы воплотить свою мечту и стартовать в гонке.
Как и у многих гонщиков того времени, у неё не было команды, механиков, тренера. Не было никакой службы по пиару или маркетингу, а также кучи покрышек и запасных частей, которые в неимоверном количестве возят с собой современные пилоты на каждую гонку (на один только этап чемпионата мира по ралли экипаж расходует более 30-ти покрышек). На её пути не было даже нормальной дороги, ведущий прямиком в Монако! Для начала ей пришлось преодолеть 3750 км по грязным и каменистым дорогам из Мельбурна (практически самая южная точка Австралийского континента) в Дарвин (Север континента).
пример дороги в Квинсленде (Австралия).
Пожалуй, не каждый ралли-рейдовый гонщик сегодня смог бы справиться с таким испытанием, даже имея современный рейдовый автомобиль.
Из Дарвина гонщица переправилась на пароходе в Сингапур, проехала через всю Малайзию и отправилась на корабле в Бирму. После этого она добралась до индийского города Калькута и проехала 1969 км через всю Индию, чтобы попасть в порт Мумбаи (Бомбей), откуда на корабле отплыла в печально известный иракский город Басра.
Далее её путь лежал в Африку через жаркие пустыни, пролегающие по территории нынешних государств: Сирии, Ливан и Палестина. Из египетского города Александрия она на корабле перебралась в греческий город Пирей, откуда поехала дальше по Европе, местами преодолевая заснеженные участки пути.
Преодоление Апеннинских гор на пути в итальянский город Палермо.
На протяжении всего путешествия госпожи Ричмонд единственным её спонсором и покровителем была компания Шелл, чьи представители любезно помогали заправить автомобиль. Единственным условием голландско-британской компанией было наличие у Джоан респектабельной компаньонки (на заре зарождения ралли Монте-Карло одним из условий было наличие пассажира, который впоследствии и превратился в штурмана. В самых первых гонках даже учитывался уровень комфорта поездки, внешний вид и т.д.). Соответствующая достопочтенная матрона была найдена и посажена на заднее сиденье автомобиля. Правда, такая спутница была больше балластом, чем помощником. Разве что, она могла скрашивать одиночество юной гонщицы во время путешествия. Всю черновую работу по ремонту и обслуживанию автомобиля госпоже Ричмонд приходилось делать самой. А в те времена это было не самое легкое занятие… Во время путешествие Джоан приходилось полировать цилиндры, менять тормоза и элементы сломанной подвески, ремонтировать двигатель и, конечно же, менять колеса. Плюс ко всему, выполнять много других мелких работ по обслуживанию автомобиля.
Но, наверное, самым необычным событием во время поездки был обед с шейхом, который в качестве деликатеса предложил ей съесть глаза овцы. Естественно были и более опасные моменты. Например, случай, когда экипаж чуть не потерялся в жаркой пустыне. Просто удивительно как гонщики и путешественники прошлого могли совершать такие протяженные поездки, не имея под рукой GPS навигатора, а порой и обычной точной карты местности.
Как бы то ни было, несмотря на все трудности она смогла добраться до места старта ралли Монте-Карло. В том изнурительном соревновании ей удалось финишировать на 17-ой позиции, а спустя несколько месяцев австралийка достигла своего первого крупного успеха - победы в марафонской гонке "1000 миль Бруклина". Впрочем, это уже совсем другая история.
Автор:Дмитрий Лунин |