Тайминг — важнейший элемент любого вида спорта. Но где-то он просто ограничивает время выхода на арену, как в фигурном катании, а где-то от его идеальной точности зависит исход борьбы. Как, например, в чемпионате мира по ралли (World Rally Championship,WRC).
Со стороны кажется, что раллийный тайминг намного проще, чем измерение времени в кольцевых автогонках. Действительно, на кольце все пилоты стартуют одновременно, замерять и сравнивать параметры приходится прямо по ходу заезда. В ралли же экипажи стартуют по очереди, с разбежкой в 120 с, и у хронометристов есть время спокойно разобраться.
Но это заблуждение. Дело в том, что хронометраж раллийных соревнований значительно сложнее. Хотя бы потому, что непосредственной борьбы нет, на глаз ничего не проверишь, а замер времени — это единственный способ определить победителя.
Каждый этап чемпионата мира по ралли делится на спецучастки — отрезки длиной от 2 до 30 км, имеющие самую разную конфигурацию, грязевые и асфальтовые, изобилующие поворотами и совершенно прямые. Суммарное время, за которое пилот проходит трассу, складывается из времени преодоления спецучастков.
Тут-то и начинаются тонкости хронометража. Например, точность измерения времени на спецучастках невелика — до 0,1 с, что в сравнении с точностью до 0,001 в IndyCar кажется чем-то несерьезным. Но этого достаточно: самым плотным финишем за всю историю WRC был разрыв в 0,2 с на ралли Иордании 2011 года, то есть случаев, чтобы два пилота показали одинаковый, вплоть до одной десятой, результат, пока не было. Но некоторые спецучастки короткие — от 2 до 6 км. Они называются powerstage и проходят перед трибунами по искусственно созданной «стадионной» зоне. Плотность финишей там выше, и точность уже другая — до 0,01 с.
А теперь судите сами. Один спецучасток пилоты проезжают за 5−20 мин. Их выпускают на трассу раз в две минуты, и на спецучастке может одновременно находиться до десяти пилотов. Для каждого нужно отсчитывать время от персонального выезда на трассу, учитывать разную точность для разных участков и не путаться в том, кто финишировал, кто на трассе, а кто еще не начал гонку. Предварительные результаты по спецам и сплитам (отрезкам, на которых засекается промежуточный результат) нужно оперативно печатать и вывешивать. И при этом в ралли могут принимать участие до сотни (!) экипажей: здесь нет ограничений и много пилотов-частников.
Помимо замеров на трассе, хронометрист Certina отвечает за измерение времени вне заездов. Все расписано посекундно — от обслуживания машины до пути с одного спецучастка на другой. Минута опоздания на обслуживание карается десятью секундами прибавки к времени гонки, а слишком ранний заезд — целой минутой! Если суммарное опоздание за все время ралли превышает 30 мин., экипаж дисквалифицируют. Такие жесткие правила необходимы для того, чтобы пилоты не пересеклись ни на трассе, ни вне ее, и не возникало необходимости ждать или, наоборот, торопиться с техническими процедурами.
Важнейшим элементом системы хронометража является транспондер, установленный на автомобиль. Каждый транспондер имеет уникальный идентификатор, позволяющий отличать один экипаж от другого. Когда автомобиль проезжает через контрольную точку окончания сплита или спецучастка, данные автоматически подгружаются в систему. Хронометристы используют и систему фотофиксации: фотоэлементы, расположенные по бокам трассы, «ловят» время не хуже транспондеров. Обычно старт и финиш дублируются фотофиксацией, а сплит-отрезки измеряются транспондерами.
Момент начала гонки для пилотов отсчитывают стартовые часы — устройство, чаще всего попадающее на снимки в статьях о хронометраже. Они имеют стрелочный циферблат и электронное табло для отсчета времени до старта каждого экипажа, а также встроенный светофор.
Такие часы могут автономно работать до 15 часов при экстремальных температурах и запоминают до 25 тыс. временных точек. К слову, их же используют в велоспорте или лыжных гонках. Помимо того, хронометристы Certina применяют специальные портативные принтеры для быстрой распечатки результатов, ручные системы запуска хронометража и простые секундомеры. Чаще всего разные элементы системы дублируются, потому что данные терять нельзя никогда и ни за что.
Гонки не прощают хронометристам ошибок. Поэтому по запросу «ошибки хронометража в ралли» в Google вы не получите ни одного результата. Такого просто не бывает.
Автор:Дмитрий Лунин |