Логин: Пароль:

Ралли Сафари 2024 (WRC)


28 марта - 31 марта 2024 года
ВИДЕО ТРАНСЛЯЦИЯ
расписание
список участников

БУДЬ В КУРСЕ, ДОБАВЛЯЙСЯ В ВК

Авторизация

Логин:
Пароль:



Видео трансляция ралли Швеции 2024 (WRC)

подробнее здесь

Кировчанин Клим Байков: «На чемпионате мира по ралли уже лет тридцать не было «Жигулей». Пора это исправить!»
10 октябрь 2018, 22:50

Самый известный кировский автогонщик дал яркое интервью порталу Свойкировский.рф. о семейных выездах на прибалтийские ралли, налетевшем на ребёнка колесе, планах посоперничать с мировыми асами на «Жигулях» и многом другом - только в нашем материале.

Кировчанин Клим Байков: «На чемпионате мира по ралли уже лет тридцать не было «Жигулей». Пора это исправить!»

 

В Кировской области довольно неплохо развивается раллийный спорт. Помимо собственного чемпионата наш регион далеко не первый год принимает этап Зонального соревнования УрФО и ПФО и этап Кубка России. Последние два мероприятия более известны как ралли «Вятка». Всё это говорит о том, что это направление в области активно прогрессирует, и у нас есть немало достойных автогонщиков. Но если кировским поклонникам автоспорта задать вопрос: «Кто из местных самый выдающийся раллист?», однозначно львиная доля ответит: «Клим Байков». И они будут правы.
Имя Клима появилось на слуху с десяток лет назад, когда он выступал в ледовых гонках. Но по-настоящему как автогонщик кировчанин раскрылся, конечно же, в ралли. Техничный пилот постепенно расширял для себя горизонты выступлений и от чемпионата области добрался до международных соревнований. В 2014 году, уже попробовав силы в Кубке России, Клим Байков решил испытать что-то новое и отправился покорять Прибалтику. Вернее сказать, отправились. Дело в том, что наш герой обо всех своих достижениях всегда говорит во множественном числе: «Мы выиграли», «Мы добились цели». Каждый раз он имеет ввиду свою команду: штурмана, механика, ну и, конечно же, спонсоров.
Бессменным штурманом Клима уже несколько лет выступает его московский друг Андрей Клещёв. Первым зарубежным опытом их тандема стали ралли «300 озёр» в Литве и ралли на острове Сааремаа в Эстонии. Первое завершилось «серебряной» ступенькой пьедестала, а второе - сходом с дистанции. Кстати, если кто-то думает, что в Прибалтике автоспорт не развит, то очень глубоко ошибается. Именно там живут и выступают одни из самых высококлассных раллистов на всём постсоветском пространстве. В 2015 году экипаж Клима Байкова и Андрея Клещёва на ВАЗ-2105 решил полностью сконцентрироваться на литовско-латвийской серии LADA Classic Cup. По итогам того сезона они заняли третье место в своём классе. После этого напарники три года подряд участвовали в Открытом чемпионате Эстонии. Начали с бронзового кубка, а затем дважды становились чемпионами своего зачёта. По словам самого Клима, ранее до них победы в чемпионате Эстонии два раза подряд в одном классе не добивался ни один российский экипаж.
Для бОльшего понимания поясним, что кроме Клима Байкова больше никто из кировчан не выезжает на гонки за пределы страны. Но, как выяснилось, на Прибалтике раллист останавливаться не намерен и уже готовится нас очень сильно удивить. Уже на будущий год он хочет замахнуться на самую элиту ралли. Впрочем, давайте узнаем обо всех планах нашего земляка и самых интересных моментах его спортивной карьеры из первых уст.

Кировчанин Клим Байков: «На чемпионате мира по ралли уже лет тридцать не было «Жигулей». Пора это исправить!»

 

Клим, как известно, у тебя очень интересная история того, как ты пришел в автоспорт. И связана она с твоей хорошей успеваемостью в школе и компьютерными играми. Вкратце напомни о ней нашим читателям.
- Ну, это вообще простая история. Слишком хорошо учился, чтобы у родителей не было ко мне вопросов. Но я из поколения тех детей, которые много играли на компьютере. А так как я всё успевал в школе и у меня было много свободного времени, я сам часто сидел за монитором. Сейчас я очень благодарен своим родителям за то, что они внимательно посмотрели в экран, чтобы понять, во что я играю больше. А я играл только в гонки. Поэтому они решили отдать меня в картинг, и вот с того времени, с 12 лет - это был 1999 год, я стал заниматься картингом в секции у Сергея Васильевича Санникова на Филейке. Не поверите, но где-то примерно через год я совсем позабыл о компьютере.
Когда ты понял, что пора переходить из картинга в ралли?
- На самом деле, после картинга некоторое время я занимался ледовыми гонками, потом автокроссом, а потом уже перешёл в ралли. Также два сезона был увлечён снегоходным кроссом. Так что прямого перехода не было.
А с чем это было связано?
- Наверное, с ошибками юности. Когда мне исполнилось 16-17 лет, мне, как любому юноше, нравились большие машины. Поэтому я забросил картинг в пользу ледовых гонок. И, наверное, это было ошибкой, потому что перспектив развития там не было никаких, но это нравилось мне больше. Вот только потому, что картинг тогда казался мне чем-то детским. Сейчас я думаю немножко по-другому.
Получается, уже пятый сезон ты выступаешь в Прибалтике. Как пришел к решению разменять Кубок России сначала на LADA Classic Cup в Латвии, а затем на Открытый чемпионат Эстонии?
- Да, это мой пятый сезон в Прибалтике и конкретно полноценный третий в чемпионате Эстонии. Всё дело в том, что в прибалтийских странах ралли развито сильнее, чем в России. Предположим, вот Эстония - маленькая страна, но ралли там - национальный вид спорта. В Эстонии нет популярнее спортсмена, чем местный раллист Отт Тянак. Все этот спорт любят, все поддерживают. Для большего понимания скажу, что практически в каждой мало-мальской деревне есть маленький гараж, в котором стоит раллийная машина. Примерно такая же ситуация в Литве и Латвии. Плюсом ко всему всё очень компактно: восемь гонок в чемпионате проводятся рядом. А в России один этап в Карелии, другой - в Адыгее, затем на Урале, в Пскове и так далее. И участники стараются ездить на каждый этап. Для меня это не совсем удобно. А раз популярность ралли в Прибалтике выше, уровень организации выше и компактность больше - мы со штурманом Андреем Клещёвым приняли решение выступать именно там.
А как можно сравнить конкуренцию на соревнованиях в Прибалтике и на российских ралли?
- Пилоты сильные, но неправильно будет сказать, что здесь конкуренция выше. Всё-таки в России, особенно в последнее время, очень много быстрых ребят. Но дело в том, что опять же в Прибалтике есть такие дороги и такие гонки, которых в России просто нет. Это связано просто с особенностями ландшафта и рельефа. И мы со штурманом ездим на них с огромным удовольствием, потому что это очень сложные дороги, к которым даже надо специально готовиться. Там больше складок, а у нас в России больше равнина.
Вы с Андреем Клещёвым второй год подряд стали чемпионами в классе автомобилей с приводом на одну ось и объёмом двигателя до 1,6 литра. При этом о втором чемпионстве вы узнали утром перед одной из гонок. Как такое возможно?
- Всё достаточно просто. Перед последней гонкой ситуация в чемпионате складывалась следующим образом. Чтобы гарантированно и досрочно стать победителями в этом году, нам надо было набрать 10 очков. И чтобы наш ближайший преследователь набрал не более 9 очков. Так получилось, что на предпоследнем этапе чемпионата наш соперник сошёл в первый день гонки, а во второй, как выяснилось позже, не стартовал. Поэтому мы и проснулись чемпионами.
Вы уже чемпионы, но со своим московским штурманом едете на финал, который пройдёт 12-13 октября на острове Сааремаа. Почему принято такое решение?
- Да, несмотря на уже известный статус чемпионов, мы всё равно едем на финал. Это, скажем так, дань уважения нашим эстонским коллегам и чемпионату. Мы очень благодарны всем соперникам и со всеми в отличных отношениях. Если есть возможность ещё раз встретиться и скрестить шпаги, то почему бы ей не воспользоваться? Ждём-не дождёмся финала, хоть он уже ничего и не решает.
Кстати говоря, у нас в России очень многие думают, что все прибалты относятся к нам с некоторым пренебрежением. Но судя по твоим фотографиям, ты испытываешь исключительно положительные эмоции от общения с этими людьми.
- Я уверен, что так думают только те, кто смотрит телевизор, но в Прибалтике никогда не был. Или был там очень давно. Я езжу туда пятый год и не испытываю никаких сложностей. От поездок только радость.
На одном из этапов чемпионата у тебя был неприятный инцидент. От машины отвалилось колесо и угодило в юного болельщика. Ребёнка даже пришлось увезти в больницу, но, к счастью, сейчас с ним всё хорошо. Расскажи об этом случае поподробнее.
- Да, это был, наверное, самый неприятный эпизод наших последних сезонов с Андреем Клещёвым. На ралли «Эстония» в городе Тарту у нас срезало шпильки на заднем колесе. Мы, конечно, сошли, аккуратно остановились, но колесо продолжало по инерции катиться и проехало более ста метров. К сожалению, в конечном счёте оно попало в зрителей, которые стояли далеко. Пострадал пятилетний мальчик. Тогда, конечно, это всё было очень страшно. Быстро приехала скорая, ребёнка увезли в больницу. Мы связались с мамой мальчика и попросили держать нас в курсе событий. Слава Богу, всё оказалось хорошо, и через три дня ребёнка выписали. От колеса у него сломался передний зуб и были синяки на теле. Когда мы поехали в Эстонию на следующий этап чемпионата, то первым делом договорились встретиться с мамой мальчика и самим ребёнком на месте, где произошёл инцидент. К нашему удивлению, приехала целая орава детей - оказалось, что у него три брата. Мы хорошо провели время, обменялись подарками и очень сдружились.
В своем блоге ты иногда ласково ругаешь «Жигули», но год за годом не изменяешь автомобилю. Отечественный задний привод - это твоя любовь навсегда?
- Я пока не знаю. Говорить «навсегда» - это очень громкое заявление. Отечественный задний привод мне очень нравится. Во-первых, мы выступаем на нём уже, условно говоря, на международной арене. Во-вторых, я из России, и поэтому думаю, что должен ездить на русской машине. Пусть англичане ездят на английских автомобилях, американцы - на американских. Для меня тоже важно участвовать на отечественной технике. Я могу развить «Жигули» таким образом, чтобы машина была конкурентоспособной. Мне очень нравится, что мы продолжаем ездить на русской машине, развиваться как экипаж и радовать публику. И еще один важный момент: «Жигули» я могу содержать максимально возможной конфигурации, условно говоря, в группе «А». Это когда максимально разрешенные доработки уже сделаны и применяются передовые решения спортивной инженерии. В этом плане мне очень нравится огромная свобода действий и творчества. Ну и всё-таки, это машина, которые очень любят зрители. Кстати, совсем недавно я купил ещё один автомобиль такой же марки и такого же цвета - на всякий случай.
С недавнего времени ты стал возить на гонку в Прибалтику даже свою семью - жену и двух маленьких дочерей 3-х и 5-ти лет. Как они относятся к такому увлечению папы и мужа и нравится ли им ездить на соревнования по ралли?
- По-моему, им очень нравится. Я только с этого года стал их брать, потому что дочки немного подросли, и им интересно не просто куда-то, а интересно предметно с папой на гонки. Спрашивают: «А вот это кто: эстонцы или ещё кто-то? Друзья они мне или нет?» Знают моего штурмана и механика. У них уже предметный интерес, и я чувствую отдачу от них, поэтому стараюсь брать с собой. Плюс ко всему, помимо гонок, любая такая поездка в Прибалтику - это большое путешествие. Они любят покупаться в озёрах, походить по каким-то детским достопримечательностям. Супруга тоже с удовольствием участвует в таких авантюрах и с пониманием относится к моему увлечению.
Какие планы на следующий сезон?
- Планы пока не самые определённые. Дело в том, что весь чемпионат Эстонии целиком мы, скорее всего, не поедем. Здесь всё примерно ясно. Мы знаем все трассы, мы знаем почти всех соперников и второй своей победой, я думаю, мы доказали, что здесь мы уже не случайно. Мы сейчас с Андреем Руслановичем (прим. редакции - штурманом Андреем Клещёвым) прорабатываем программу, чтобы проехать ряд интересных гонок, но не связанных одной серией. То есть это не будет чемпионат одной какой-нибудь страны или определённая серия соревнований. Мы настраиваемся на отдельные гонки либо очень сложные по трассам, либо статусные соревнования. Мы не то чтобы берем паузу, правильнее будет сказать, что мы не будем бороться за награды в каком-либо чемпионате. Пока есть такая затея - взять в качестве апогея сезона финский этап чемпионата мира по ралли Rally Finland. Это самый знаменитый этап чемпионата мира, и там будет национальный зачёт - финский. Мы планируем связаться с организаторами, чтобы заявиться. Конечно, это звучит смешно и необычно, но мы хотим съездить на чемпионат мира. Думаю, что «Жигулей» там не было лет 30. Пора это исправить. Ещё возможно вместо, к примеру, двух латвийских гонок, съездим в Швецию. Конечно, вряд ли мы что-то там достигнем, но зато у нас будет понимание о других горизонтах. Поэтому вот такой план - немножко покайфовать от качественных гонок. Пусть ничего не выиграем, но зато потом можно будет рассказывать детям и внукам о том, что я на «Жигулях» катался на чемпионате мира по ралли. Это будет весело!

Фото: личный архив Клима Байкова, Марины Дружковой




Уважаемые посетители!
Работа сайта требует много сил, времени и ресурсов, поэтому если Вам нравится наш проект, и Вы хотите чтобы он дальше существовал, то можете внести свой вклад в виде небольшого пожертвования.
Внести пожертвование можно на карту Сбербанка: 5469690016037849
Или через специальную форму ниже


Будем рады за любую помощь. Спасибо!))

Автор:Дмитрий Лунин
Если вы хотитете сообщить об ошибке, то выделите нужный текст и нажмите "Ctrl+Enter".
Помогите проекту - поделитесь ссылкой с друзьями.

Комментарии:

Оставить комментарий

Имя:

E-Mail:

Комментарий:
Вопрос:
Напишите аббревиатуру чемпионата мира по ралли (3 английские буквы)
Ответ:*