«Почему результаты гонки приходится иногда долго ждать? Почему нельзя получить их сразу же после финиша?» – такого рода вопросы частенько слышат организаторы соревнований в дисциплине ралли-рейдов. Что происходит в штабе, пока экипажи финишируют, обычно остается «за кадром»,Роберт Санакоев, руководитель гонки «Великая степь – Дон 2016», с удовольствием приоткрыл завесу тайны и разъяснил порядок составления итоговых результатов.
- Ралли-рейды – это дисциплина, которая подразумевает под собой соревнование участников не только на скорость, но и на точность прохождения специальных участков. Маршрут трассы задается специальными контрольными точками, обязательными к прохождению, поэтому автомобиль, который физически приезжает первым на финиш еще не является победителем.
Во-первых, экипажи стартуют друг за другом с межстартовым интервалом в одну или две минуты, и каждый последующий экипаж может опередить по времени впереди идущего. Существует так же штрафная пенализация (добавляется штрафное время), за невзятые контрольные точки и физическое прохождение маршрута – совокупность этих данных и выявляет лучшего! Потому важный каждый участник экипажа – пилот должен уметь быстро ехать, а штурман – быстро ориентироваться. Их совместные усилия и создают предпосылки к победе.
Сама контрольная точка не бывает сложной или легкой – они предусмотрены организаторами для того, чтобы привести экипажи в определенные зоны: грунты, пески, степи. Организаторы задают маршрут, обязательный для прохождения, а чтобы экипажи не срезали дистанцию, не хитрили, чтобы создать более сложную конфигурацию трассы, нежели простое бездорожье, применяются такие точки. Каждая контрольная точка имеет фиксированную временную пенализацию, известную гонщикам заранее – если экипаж по тем или иным причинам желает приехать на финиш быстрее, то он может миновать некоторые точки на свое усмотрение, но получить штраф.
Самая сложная работа идет у судейской бригады. Ее работа не ограничивается только процедурой старта и финиша. На каждом автомобиле установлены специальные приборы, которые контролируют прохождение дистанции и на старте, финише и контрольных точках судьи фиксируют время прохождения, а далее технические специалисты путем просматривания информации с приборов выдают таблицу пенализаций. Кто-то пройдет маршрут чисто и возьмет все точки, кто-то же получит штрафы за пропущенные контрольные пункты. Секретариат получает данные с приборов, получает протоколы прохождений, протоколы старта и финиша, а далее сводит воедино по специально выведенной формуле конечный результат соревнования. Плюс физически все протоколы должны прибыть в штаб, так как только подписанные судьями факта, старта и финиша являются легитимными для подведения результатов. После перепроверок в штабе выдается результат. Любая ошибка секретариата может перевернуть всю гонку, неудивительно, что этот процесс подсчета занимает много времени.
![]() |
Автор:Дмитрий Лунин |