Произошли изменения в системе начисления очков командам производителей. Во-первых, право на очки имеет только команда, официально приписанная к одному из производителей/импортеров. Это решение было принято с целью предотвратить получение никому неизвестными командами очков за 14 место. Решение оказалось своевременным, поскольку теперь никто не мог получить очки в бойкотированной Португалии, но вместе с тем стало причиной некоторых недоразумений, например, два Renault R5 Turbo группы B выиграли Португальское ралли и заняли второе место на Корсике, но команда не получила ни очка. На Корсике автомобили получили очки за 4 место, в то время как один из них занимал 2-е.
Во-вторых, схема начисления очков первой десятке меняется с 10-9-8-7-и тд. на 12-10-8-7-и т.д. Схема начисления групповых очков остается неизменной, победителю достается сразу 20 очков в качестве бонуса, таким образом, баллы производителей становятся ближе к баллам гонщиков.
На ралли Сан-Ремо произошел громкий скандал, связанный как раз с начислением очков заводским командам. Обычно, если команда исключена из ралли, она может опротестовать это решение и получает возможность оставаться на трассе все время, пока идет расследование. Однако, организаторы Ралли Сан-Ремо поступили иначе. В результате пришлось признать итоги этой гонки недействительными, поскольку последняя проверка FIA показала, что претензии к команде необоснованны, но пересчитывать очки было уже поздно. Чуть ниже мы поясним, почему это решение оказалось особенно важно для гонщиков.
Расписание гонок почти ничем не отличается от расписания предыдущих лет. Ралли Бандами переместилось вперед на 1 месяц, а новое Олимпийское ралли (США) стало 13 этапом серии. Обе этих гонки не участвуют в заводском чемпионате, поэтому последним полноценным этапом для группы B становится RAC (ралли Королевского автоклуба Великобритании).
Сезон 1986 года мог бы стать самым захватывающим и упорным противостоянием за всю историю Чемпионата мира, но вместо этого превратился в самый катастрофический и печальный.
Началось все с того, что новая Lancia Delta S4 доказала способность тягаться с Peugeot 205 T16 в рамках своего бюджета. В то же время на трассу вышел Ford RS200, довольно сильный соперник, хотя и находящийся еще только в самом начале своего развития. Вообще, компании Ford можно посочувствовать. Они начали разрабатывать новый гоночный автомобиль, как только выиграли Чемпионат 1979 года. Ford Escort RS1700T основывался на ходовой части модели Escort RS1800 с добавленным турбодвигателем, но проект устарел и от него отказались еще до того, как первая машина вышла на трассу. Начались разработки совершено нового автомобиля для группы B, в результате создан и одобрен Ford RS200, но группа В расформировывают, как только он появляется на ралли. Итак, на первом этапе Lancia обходит Peugeot, на втором лидирует дебютант Ford RS200, а на третьем…
На третьем этапе, в Португалии, трое зрителей убиты и еще 30 ранены в результате того, что местный гонщик потерял управление своим Ford RS200 группы B.
По иронии судьбы на Сафари Кеннет Эрикссон (Kenneth Eriksson) ведет Volkswagen группы A и теряет колесо, которое взмывает в воздух вместе с обломками подвески и убивает зрителя, находящегося на приличном расстоянии от дороги.
Далее в Чемпионате Германии, на Ралли Гессен, Марк Сурер (Marc Surer) теряет контроль над автомобилем и его штурман Мишель Видер (Michel Wyder) погибает в сопровождающем аварию пожаре. Речь снова идет о Ford RS200…
Но кульминацией стало Корсика, где Генри Тойвонен (Henri Toivonen) и Сержио Кресто (Sergio Cresto) на своей Lancia группы B погибают в аварии, произошедшей на одном из самых безобидных и нетипичных изгибов трассы. Вновь происходит взрыв и сильный выброс пламени.
Все эти происшествия случились в течение 3 месяцев и поставили под серьезный вопрос всю концепцию группы В. При этом, FIA уже приняла к сведению предупреждение, которым стал инцидент 1985 года с участием Аттилио Беттега (Attilio Bettega) и Ари Ватанена (Ari Vatanen). Было объявлено, что в конце 1987 года группа B будет заменена группой S, оставляющей некоторую свободу, но лимитирующей мощность двигателей до 300 л.с. и запрещающей использование композитных материалов при создании корпуса машины. Концепция группы S практически повторяет сегодняшние ограничения для участников Чемпионата, но на тот момент она еще не была принята, а FIA чувствовала необходимость что-то предпринять, хотя многие обвиняли ее в излишней поспешности.
Некоторые производители, в частности Ford и Peugeot, посчитали, что потеряли много денег на разработку того, что было гарантированной устойчивой схемой и могли бы отчасти использовать свои наработки для группы B в создании машин для группы S. Peugeot даже подала на FIA в суд и выиграла дело!
После аварии на Корсике из соображений безопасности Audi отказалась от участия в сезоне, а Ford в то же время сократил свою программу и во второй половине Чемпионата его новый автомобиль участвовал только в одной гонке – на домашнем Ралли Великобритании.
Все произошло до начала мая, но поскольку FIA сочла, что фарса вокруг этой ситуации уже достаточно, было принято решение полностью дисквалифицировать Peugeot. Существовало подозрение, что итальянским организаторам не понравилось доминирование этой команды над их соотечественниками, но официальная жалоба состояла в том, что она использовала недопустимые боковые обтекатели. На самом деле FIA конфисковала машины только затем, чтобы убедиться в том, что именно в таком виде они были утверждены и использовались в течение года.
Peugeot вновь выиграла заводской чемпионат, но вопрос о лучшем водителе оставался открытым. На это звание претендовал ее гонщик Маркку Ален (Markku Alen) и пилот Lancia Юха Канккунен (Juha Kankkunen). Последний лидировал на ралли Сан-Ремо на момент дисквалификации, но в тот раз FIA не оставалось ничего другого, кроме как просто аннулировать результаты, когда гонка уже состоялась. Масла в огонь подлило и то, что итальянцы отказали команде в праве участвовать в ралли, находясь под следствием. Это единственный случай в истории ралли, когда этап был аннулирован и удален из календаря после своего завершения.
Ирония всего происходящего состояла в том, что в итоге Юха Канккунен не был уверен в своей победе на протяжении 3 недель после последнего заезда. Кто-то, возможно, подумает, что результат должен быть в пользу Алена, который получил чемпионство по очкам и пробыл в этом статусе те самые 3 недели. Но не стоит забывать о том, что Канккунен опередил его в Сан-Ремо, и набранных им очков хватило бы для победы даже с учетом дисквалификации команды.
Однако, нельзя обвинить FIA в предвзятости по отношению к французским командам, как зачастую поступают некоторые их поклонники. Компания Peugeot в это время судилась с Федерацией по другому поводу и вполне могла бы отыграться. Кроме того, в текущем сезоне уже произошло столько неприятностей, что организаторам Чемпионата хватило бы проблем и без аннулирования одного из уже завершенных этапов. То, что находящаяся в таком положении FIA оправдала компанию, показывает не только чистоплотность Peugeot, но и беспристрастность расследования.
Ну и, наконец, последний штрих. Через год после серьезной аварии на публике впервые появляется Ари Ватанен (Ari Vatanen). На открытии ралли в Сан-Ремо он ведет Peugeot 205 T16 E2 (311 FPF 75), которая не участвует ни в одной из гонок, и заезд этот заканчивается еще одной аварией, где, впрочем, никто не пострадал.
Автор:moond |