Советский автомобиль «Нива-2121» является по-настоящему легендарным. Эта с виду маленькая и компактная машина творит настоящие чудеса при езде по бездорожью. Неудивительно, что этот автомобиль в свое время привлек внимание француза Жака Пока, который решил использовать Ниву-2121 в раллийных гонках.
Собственно говоря Жак Пок был не столько гонщиком, сколько бизнесменом. В 1960-1970-ые года он занимался автомобильным бизнесом, продавая, в том числе, достижения советского автопрома. Естественно его сразу привлекла модель Нива-2121, которая буквально опередила свое время. Судите сами: полный привод, блокировка дифференциала, различные «понижайки» и т.д. Конечно, все это уже существовало на некоторых моделях автомобилей, но это были огромные внедорожные монстры. А вот в категории компактных машин это было в новинку. Тем более что стоила эта машина очень дешево, а запчасти на Ниву 2121 можно было также легко достать по доступным ценам. В эксплуатации советский автомобиль был очень неприхотлив, а самостоятельно ремонтировать его мог любой нормальный мужик с руками из нужного места.
В итоге, у Жака Пока возникла гениальная идея – доказать, что Нива-2121 является лучшим автомобилем, не только в своем классе, но и может тягаться с более дорогими машинами из других классов. Именно так появилась идея выставить этот легендарный автомобиль для участия в ралли Дакар. Собственно сам Дакар появился вместе с этим автомобилем – в 1978 году. Тогда еще мало кто представлял, что это будет за гонка и насколько сложные будут спецучастки. Впрочем, энтузиасты автоспорта сразу поняли, что дело попахивает очень интересным приключением и уже первое издание Дакара собрало 170 участников, включая 5 экипажей на Нива-2121. Однако, Жак Пок к ним отношения никакого не имел. Собственно как и Советское правительство – это были 5 частных экипажей, которые сами решили, что Нива-2121 способна на такую авантюру.
Ралли Дакар 1979 года представлял собой наисложнейший маршрут по пескам, дюнам и труднодоступным убойным дорогам общей протяженностью 10 000 километров. Из 5-ти экипажей на Нива-2121 до финиша добрались лишь 2, а один из них смог показать высокое 28 место. И это при том, что ему пришлось бороться с настоящими внедорожными монстрами и даже военными внедорожниками и грузовиками. Неплохой результат для маленькой машины.
По крайней мере, машина доказала свою живучесть и хорошую ремонтопригодность. Все-таки в том году выступали фактически серийные машины без каких-либо серьезных доработок. А ремонтировать машины приходилось буквально из подручных средств, ибо в те времена еще не было развито такое обилие боевых техничек и другой помощи, которые мы видим в современном Дакаре.
Этот успех вдохновил Жака Пока выставить в следующем году собственный экипаж, снабдив его хорошей технической поддержкой и профессиональным гонщиком в виде Жана-Клода Бриавуана. Поначалу все шло хорошо – Жан Клод показал лучшее время на первом этапе, но затем экипажу пришлось сойти с дистанции из-за технических проблем. Впрочем, без Нивы на финише в Сенегале не обошлось – частный гонщик Андре Тросса все-таки довел свою малышку до финиша и показал 19-ый результат!
Следующий год оказался более удачный для Жана Пока – его гонщик Жан-Клод Бриавиуан, несмотря на проблемы с навигацией и технические неполадки, смог финишировать 3-им, практически догнав победителя на мощном Range Rover.
Впрочем, надо признать, что в 1981 году выступала уже фактически не Нива, а сильно модернизированная модель на базе этой машины.
В последующие годы команда Lada Poch S.A. неоднократно выставлял модернизированную Ниву-2121 на ралли Дакар и занимала места на подиуме, но с каждым годом этот прототип все меньше и меньше имел общего с оригинальной Нивой.
Автор:Дмитрий Лунин |