о стенограмме
В зимних видах спорта – вроде бобслея и лыжного спуска – спортсмены запоминают маршрут перед гонкой, они прокручивают все повороты у себя в голове перед тем, как стартовать. Вам же напарник зачитывает стенограмму по ходу заезда; говорит о том, что вас ждет впереди. Насколько вы запоминаете трассы; много ли можно запомнить во время заезда – и сильно ли это помогает?
На самом деле очень удивительно, сколько можно запомнить из допа, хотя в наши дни на них можно попрактиковаться всего дважды до начала ралли, а именно во время предгоночной разведки. Многие места все еще запоминаются, но загвоздка в том, что если ты едешь по стенограмме, которую зачитывает штурман, то нужно ехать по ней – нельзя ехать по памяти, это слишком опасно.
В прошлом, лет 25 назад, пилоты запоминали спецучастки, так как на них можно было практиковаться сколько угодно, но теперь этого не сделать – и приходится полагаться на стенограмму. Но если на трассе есть какой-то гадкий и опасный участок, ты понимаешь, что будет лучше запомнить это место, например, если на обочине лежит большой камень, то стоит держаться подальше от края трассы. Есть места, которые неплохо бы запоминать, но обычно ты ориентируешься по стенограмме.
Если бы вы начали с нуля...
Вы успешно выступаете в ралли уже более 10 лет, но если бы вы начинали в наше время – в какой чемпионат вроде ERC, WRC2, или PWRC бы вы пошли?
Я бы начинал в родной стране, и так как я финн, то начинал бы с финского чемпионата. Если ты смог показать себя в своей стране, то тогда, по-моему, нужно как можно скорее отправляться в другие страны, чтобы получать опыт на разных типах трасс.
Машины не должны быть лучшими и быстрейшими, самое главное – это получать опыт езды по разным поверхностям. Выступил бы на небольших ралли в Европе: Франция, Италия, а затем, когда набрался бы опыта в различных ралли – пошел бы в WRC. Потому что, по-моему, к нему приковано все внимание, и в нем ты получаешь лучший опыт. Первые два года выступал бы дома, затем перешел бы на отдельные ралли (в Европе), и наконец, пришел бы в WRC.
Даже в WRC не нужно сразу стремиться к быстрейшим машинам; надо начинать с переднего привода. В наши дни для меня так важно было бы попасть в WRC потому что очень трудно получить достаточно опыта всего на двух заездах на разведке перед гонкой. Учиться и видеть спецучастки – быстрейший способ подготовиться к будущей борьбе.
Так значит, ваш совет в том, что лучше вложиться в небольшое количество этапов WRC, чем в большее количество этапов нижнего уровня?
Да, я бы так сказал. Для меня WRC – лучшее вложение, так как в нем проходят трехдневные этапы – а иногда и четырехдневные. В длинных этапах можно многому научиться, и по-моему, это ценнее, конечно, ERC неплох в плане спонсорства, но если твоя задача в том, чтобы стать заводским пилотом – нужно идти в WRC как можно раньше.
Автор:moond |