Чемпионат мира по ралли (WRC) на следующей неделе возвращается в Африку на одно из самых зрелищных и сложных событий в мире автоспорта — ралли Сафари в Кении. Известное своим суровым рельефом, непредсказуемой погодой и захватывающими пейзажами, ралли Сафари не похоже ни на одно другое событие в календаре. За десятилетия оно претерпело множество изменений, но одно осталось неизменным: покорить Сафари никогда не бывает легко.
История ралли Сафари началась в 1953 году как East African Coronation Safari, посвященное восхождению на престол королевы Елизаветы II. То, что начиналось как праздничное мероприятие, быстро превратилось в одно из самых сложных испытаний в автоспорте.
Это было не обычное ралли. Экипажи сражались на тысячах километров, пересекая Кению, Уганду и Танзанию. Закрытых дорог не было — только удаленные контрольные пункты в сердце африканской дикой природы. Проливные дожди превращали трассы в непроходимые болота, а палящая жара и коварный песок феш-феш разрушали автомобили. Просто добраться до финиша уже было достижением.
С 1973 года ралли Сафари стало частью первого сезона WRC и сразу выделилось среди других этапов. Если большинство ралли определялись скоростью, то Сафари было другим — это была борьба за выживание.
Несмотря на то, что это было одно из самых быстрых ралли своего времени (средняя скорость превышала 100 км/ч), одной скорости здесь было недостаточно. Надежность была ключом к успеху. Суровый рельеф означал, что побеждали самые умные и расчетливые гонщики. Команды адаптировались, укрепляя автомобили, поднимая подвеску, устанавливая кенгурятники, шноркели и даже используя вертолеты для разведки опасностей, таких как животные и встречный транспорт.
Шехар Мехта стал королем Сафари, одержав пять побед. Легенды ралли, такие как Бьорн Вальдегорд, Юха Канккунен, Томми Мякинен и Колин Макрей, также покорили африканскую дикую природу. Однако по мере модернизации WRC масштабы ралли стало сложно поддерживать. К 2002 году финансовые и логистические проблемы вынудили организаторов исключить его из календаря.
Многие опасались, что это конец эпохи. Они ошибались.
В 2019 году было подтверждено: ралли Сафари в Кении возвращается. Первоначально запланированное на 2020 год, долгожданное возвращение было отложено из-за пандемии COVID-19. Но когда Сафари наконец вернулось в WRC в 2021 году, оно доказало, что его легенда жива.
Современный формат включает закрытые спецучастки, но вызов остался монументальным. Грубый гравий, глубокий песок, непредсказуемые водные преграды и дикая погода держат экипажи в напряжении.
Первое ралли после возвращения принесло классическую драму Сафари. Тьерри Невиль доминировал на ранних этапах, но сломанная подвеска жестоко лишила его победы на финальном утреннем участке, отдав победу Себастьену Ожье.
С тех пор ралли Сафари в Кении стало современной классикой WRC. Ожье снова победил в 2023 году, а победы Калле Рованперы в 2022 и 2024 годах продлили непобедимую серию Toyota GAZOO Racing в новой эре ралли.
Оно больше не является марафоном, но не стоит заблуждаться: ралли Сафари в Кении по-прежнему остается одним из самых сложных и непредсказуемых событий в мире автоспорта.
Единственный вопрос: кто на этот раз покорит Сафари?
![]() |
Автор:Дмитрий Лунин |