15 июля в Улан-Баторе финишировал заключительный спецучасток, который определил победителей 14-го издания гонки.
Этап 11: «Мандалгоби — Улан-Батор»
Общий дистанция: 379,44 км
СУ: 323,51 км
Тип покрытия: 100 % твёрдый каменистый грунт.
Высота над уровнем моря: 1 300—1 750 метров
Финальный этап ралли «Шелковый путь» стартовал в Мандалгоби и привёл участников в Улан-Батор — столицу Монголии, «страны вечно синего неба». Решающим испытанием стала вторая часть марафонского этапа по скоростным каменистым трассам с пересечением сухих русел рек. В общей сложности дистанция спецучастка превысила 300 километров и заставила спортсменов потрудиться перед торжественным финишем.
Грузовики: Сотников победил в пятый раз
В категории грузовиков лучшим на финальном этапе стал пилот «КАМАЗ-мастер» Богдан Каримов, опередивший лидера «МАЗ-СПОРТавто» Сергея Вязовича на две с половиной минуты. Однако главным событием стал финиш Дмитрия Сотникова — пилот «Синей Армады» благополучно добрался до финиша, удержав первое место зачёта Т5 и в пятый раз стал победителем ралли «Шелковый путь».
Вторую позицию в итоговой классификации гонки занял Эдуард Николаев из «КАМАЗ-мастер». Бронзовые награды завоевал экипаж Сергея Вязовича, который ранее потерял много времени на замене рулевого управления, однако смог удержаться впереди Богдана Каримова. Пятёрку сильнейших замкнул Сергей Куприянов на газодизельном грузовике КАМАЗ, опередив Алексея Вишневского из «МАЗ-СПОРТавто».
Седьмое место по итогам гонки завоевал Андрей Каргинов, а на восьмом и девятом местах расположились Владимир Моисеев и Михаил Шкляев из GAZ Raid Sport. Эта команда выступает на грузовиках, созданных из серийных узлов, а наработки по итогам этого ралли позже найдут своё применение на гражданских машинах завода. Увы, не смог добраться до финиша Юрий Найман, столкнувшийся с проблемами на финальном этапе.
Прототипы: триумф GAZ Raid Sport
Среди спортивных прототипов категории Т1 первые два места на ралли «Шелковый путь» заняли экипажи GAZ Raid Sport. На первой строчке расположился Александр Семёнов, а вторым стал Алексей Игнатов. Пилот «НГ-Энерго» Андрей Рудской, который годом ранее был сильнейшим в абсолютном зачёте, занял третью позицию.
Мотовездеходы: Русинов — победитель в «абсолюте»
Легенда «24 часов Ле-Мана» Роман Русинов, дебютировавший на ралли «Шелковый путь» в прошлом году, стал первым в зачёте мотовездеходов, а также завоевал победу в абсолютном зачёте гонки. Второе место завоевал Дмитрий Черкесов, а третьим стал Андрей Новиков на российском прототипе класса Т3. Едва ли не на каждом этапе экипаж Новикова был среди быстрейших, но небольшая поломка бензонасоса выбила его из претендентов на победу.
Серийные внедорожники: Сушенцов удержал первое место
Андрей Сушенцов стал сильнейшим в зачёте серийных внедорожников Т2. Экипаж S&A Racing захватил лидерство уже в самом начале гонки и удержал преимущество до последнего этапа. Следом за ним в предварительной классификации ралли идут два пилота Федерации автомобильного спорта Туркменистана — Мердан Тойлыев и Максатмырат Данатаров. Четвёртую строчку занял Михаил Митяев из LADA Sport ROSNEFT Raid, а ТОП-5 замкнул Мейлиз Абдуллаев.
Open: успех LADA Sport ROSNEFT Raid
В напряжённой схватке в зачёте Open, многие фавориты которой столкнулись с проблемами и не смогли добраться до финиша, первенствовал пилот LADA Sport ROSNEFT Raid Дмитрий Воронов. На финальных этапах дебютант ралли «Шелковый путь» смог оторваться от легендарного Сергея Шалыгина, традиционно выступающего без помощи механиков, а на третьей строчке зачёта расположился Никита Юрковский.
Мотоциклы: Наумов победил Пуревдоржа
Мурун Пуревдорж до последнего гнался за Алексеем Наумовым и выиграл несколько этапов, однако этого всё же оказалось недостаточно: россиянин сохранил за собой первую позицию, в то время как монгольский райдер стал серебряным призёром гонки.
Третьим в объединённом зачёте мотоциклистов стал Олег Павленко, который также записал на свой счёт уже вторую победу в G-Moto Challenge. До этого Павленко первенствовал в состязании, в котором спортсменам запрещена помощь механиков, в 2022 году. Второе и третье места в этом зачёте завоевали Иван Ли и Антон Круглов.
Квадроциклы: Логинов ещё выше
В зачёте квадроциклов финальный этап выиграл Данил Логинов, уверенно доминировавший на протяжении второй половины гонки и завоевавший победу по итогам всего марафона. Годом ранее Логинов был серебряным призёром ралли, а теперь поднялся ещё на один шаг выше. Вторую строчку на этот раз занял Азат Шаймухаметов, который годом ранее был третьим. Вслед за ним классифицирован Максим Сдвижков — он опередил китайского спортсмена Жоу Хе, получившего 10 часов пенализации за использование нерегламентированного GPS-оборудования.
Гранд тур в Улан-Баторе
В рамках финального этапа гонки экипажам категории Гранд тур «Тайны Алтая» предстояло выполнить заключительные квесты гонки. Так, после почти 300-километрового лиазона участники добрались до самой большой в мире конной статуи и посетили монумент в честь Чингисхана. Кроме того, пилотам и штурманам предстояло отыскать оригинальные региональные символы, масштабные версии которых они прежде находили в Ховде. Справившись с этим заданием, экипажи отправились на грандиозную церемонию финиша в Улан-Баторе.
Главный приз получили дебютанты Дмитрий Фёдоров и Андрей Сухов. Кроме того, в новой категории Grand Tour Truck блеснул китайско-российский экипаж «Один пояс — один путь» в составе Хоу Хуннина, Чжаня Я и Сергея Шпортько на грузовике КАМАЗ. Их выступление и высокие результаты вызвали огромный интерес публики, что стало заделом для дальнейшего развития новой зачётной категории.
Adventure Trophy: четыре команды на финише
Первую позицию в зачёте Adventure Trophy, созданной для мотоциклистов без спортивного опыта, завоевала команда GS Rally Team, в которой под руководством Евгения Пятигорского выступали Глеб Кольцов и Константин Бяков. Второе место заняла BigBoxer Team во главе со Станиславом Чвиженко, ТОП-3 замкнула тройка Владимира Хуторовского из команды QjMotor, а завершила классификацию Wild Adventure.
Цитаты
Дмитрий Сотников («КАМАЗ-мастер»): «Очень напряжённая гонка до последнего километра. Сегодня мы стартовали, не видя соперника, поэтому приходилось выкладываться. Только на нейтрализации увидели, что всё в порядке. День был достаточно коварным, немало мест, где можно было и колесо проколоть, и куда-нибудь заехать. Плюс немного не хватало видимости. Здорово, что у нас получилось, и титул опять у КАМАЗа. Заслуженная победа. Весь экипаж справился отлично».
Эдуард Николаев («КАМАЗ-мастер»): «Этот «Шелковый путь» воодушевил и удивил своей трассой. Мы очень довольны. Для новичков, особенно для Богдана Каримова это очень серьёзный опыт. Организаторы сделали потрясающую гонку, спасибо им огромное. Маршрут просто фантастический!».
Сергей Вязович («МАЗ-СПОРТавто»): «Интересная гонка, особенно сегодняшний участок. Адреналина и разнообразия внесли последние километры, когда три грузовика боролись друг с другом очень плотно. Вообще гонка сложилась хорошо, но на седьмом этапе мы, к сожалению, потеряли слишком много времени, чтобы бороться за победу. Тем не менее, мы на подиуме — это очень хорошая работа всей команды».
Богдан Каримов («КАМАЗ-мастер»): «Этап прошёл хорошо, проехали хорошо. Думаю, показали сегодня хороший результат. Очень радует, что наша команда сегодня на первом месте. Хочется поблагодарить организаторов за такие прекрасные спецучастки, очень интересная и напряжённая гонка была, сложная. Мы все справились, на финише».
Андрей Каргинов («КАМАЗ-мастер»): «Мы вернулись к длинным сложным марафонским спецучасткам с разным рельефом и покрытием — и скользко, и вода, и камни, и извилистые, и скоростные дороги, и броды. Было всё, что только возможно. Огромное спасибо организаторам за предоставленную трассу. Мы отлично проверили машины, отлично проверили себя. Даже здесь на последних километрах уехали не туда, хотя, казалось бы, финиш гонки. Организаторы показали, что нельзя расслабляться до последних метров трассы. Классная гонка, очень здорово!».
Сергей Куприянов («КАМАЗ-мастер»): «Пожалуй, это самая сложная гонка за годы выступления на «Шелковом пути». Кроме, может быть, самой первой, когда мы вообще ничего не понимали. Гонка получилась очень разноплановой, интересной, на каждом спецучастке было что-то новое. Сами они достаточно сбалансированные — есть и быстрые участки, и медленные. В общем, я в полном восторге от маршрута, от того, как мы проехали. Мы нигде не стояли, у нас не было поломок — здорово!».
Алексей Вишневский («МАЗ-СПОРТавто»): «На самом деле сегодня мы хотели проехать без проблем, гладко, но не получилось. На 110-м километре мы догнали Виталия Мурылёва, прошли его, ехали вместе, всё было хорошо. На 170-м километре машина начала греться — порвался или слетел ремень привода вентилятора. Пришлось менять его. Свой мы порвали, хорошо, что Виталик дал нам ещё один. Километров за 30 до финиша была каменная гора, кажется, мы пробили там колесо, но доехали до финиша».
Виталий Мурылёв («МАЗ-СПОРТавто»): «Сегодняшний спецучасток мне понравился, за исключением небольшой поломки Алексея Вишневского. Мы рядом с ним останавливались, помогали. И ещё колесо умудрились проколоть. А так мы всю дорогу ехали вместе — мне очень понравилось. У нас очень положительные впечатления!».
Александр Семёнов (GAZ Raid Sport): «Этап сегодня скоростной. Мы ожидали лужи и ямы, но их не оказалось. Мы дали максималку и победили на этом «Шелковом пути» в классе Т1. Нашими основными преградами были песок, камни и вода, но мы справились и победили».
Алексей Игнатов (GAZ Raid Sport): «Этап прошёл спокойно, как и должен, наверное, проходить заключительный этап гонки. Мы никуда не торопились, важно было просто доехать до финиша и закрепить достигнутый результат».
Андрей Рудской («НГ-Энерго»): «Всё супер, замечательно! Шикарно прописанная дорожка, навигация — есть, где потрудиться. Где-то быстро, где-то не очень. В конце камушки — это просто изюминка на торте «Шелкового пути». Мы счастливы быть здесь. Если говорить в целом о гонке, то я уже сейчас думаю, что надо было не соглашаться на «метлу», а докатываться самим. Всё-таки 18 часов 45 минут пенализации отыграть ходом практически невозможно. Но мы отыграли у наших соперников 11 часов. В любом случае, мы на финише, в 10-ке абсолюта, и это — серьёзный показатель того, что мы — готовый слаженный экипаж. Автомобиль достойный, механизация и техника отработали на отлично. Наш автомобиль очень хорошо подходит для таких гонок. Мы пересекли все климатические зоны и сделали это всего за 12 дней. Очень впечатляющая гонка, много эмоций».
Роман Русинов: «Сегодня сложный день был, потому что у нас были странные технические проблемы с электрикой. Поэтому мы испытали стресс за 99 километров до финиша, хотя ехали спокойно, держали свой темп, потому что понимали, что у нас большой отрыв и нужно просто финишировать. Но это автоспорт, ралли-рейды, было много маленьких ловушек, местами совсем медленно ехали. Очень классно, что мы доехали до финиша. Это был ещё один незабываемый день — и спасибо за это организаторам ралли «Шелковый путь», потому что гонка была просто супер. В первую очередь вспоминаются пески — от них я получил больше всего удовольствия».
Андрей Новиков (G-Force Motorsport): «Смешанные чувства у меня по результатам этой гонки. Счастлив, что на финише 11-го этапа на русском прототипе, но очень грущу, что привёз его всего на третье место. Отказ «обратки» в бензонасосе в баке, и если бы я знал матчасть, ремонт занял бы семь минут. У меня это заняло четыре часа. Это была единственная поломка. Так что я считаю, что проект, над которым мы работали три года, удался».
Сергей Карякин (Snag Racing Team): «Мы на финише! Проехали от начала до конца все 100% километража. Это — первая в мире машина нового поколения, проехавшая столь длинный ралли-марафон. У нашей команды снова получилось сделать чудо, пусть даже с поломками. Много факторов, которые нам нужно учесть к следующей гонке. На последних четырёх участках мы показали лучшее время. Гонка очень порадовала тем, что наконец-то появились пески. Мы получили огромное удовольствие!».
Андрей Сушенцов (S&A Racing): «В начале гонки захватили преимущество и задача была удержать его до финиша. В среднем, наверное, по колесу в день теряли, но их хватило. Самым сложным моментом гонки были 100 километров дюн — на такой машине атаковать там было сложно».
Мейлиз Абдуллаев (Федерация автомобильного спорта Туркменистана): «Этот этап мы не проехали из-за технических проблем. В целом гонка очень хорошая. Хотел бы поблагодарить всех организаторов, они провели большую работу. Гонка была очень сложная. Трасса была сложная, нам очень понравилось. Обидно, что машина подвела, но, я думаю, мы исправимся, починим технику и в следующем году покажем результат».
Дмитрий Воронов (LADA Sport ROSNEFT Raid): «Мы победили в классе Open. Устали, конечно. Спецучасток сегодня очень быстрый, но в конце много камней, их пришлось объезжать, было тяжело. После такого длинного, интересного и занимательного пути присутствует ощущение выполненной работы».
Алексей Наумов: «Прекрасный день! В Мандалгоби нас залило, утром выезжать было непросто. Потом пасмурная погода развеялась, темп поднялся, адреналина стало больше. Я понимал, что Мурун Пуревдорж будет держать полный газ — это его последний шанс. На дозаправке он был минут на семь впереди меня. Сегодня такие классные дорожки были, ехал и получал удовольствие. И Мурун классно ехал, у него большой потенциал».
Мурун Пуревдорж (Team Mongolia): «Последний спецучасток был очень скоростным, и шёл сильный дождь. Были большие камни, я старался очень осторожно ехать по ним. Спасибо всем, кто участвует в организации ралли «Шелковый путь». Я узнаю всё больше разных вещей — правила, регламенты. Я нашёл много новых друзей, они очень добрые и отзывчивые».
Олег Павленко: «Сегодня был просто великолепный день для меня — и солнечный, и пасмурный, и сухой, и немножко влажный — всё, что нужно для гонки. На самом деле, ралли-рейд — это марафонская гонка. Здесь были и пески, и камни, и очень скоростные участки, и дождь обязательно должен был нас полить с ног до головы — мы получили всё разнообразие. Я очень доволен, насладился природой. Я мечтал побывать в Монголии в качестве пилота ралли-рейда «Шелковый путь». Задачу свою я выполнил, поэтому я счастлив. Ралли «Шелковый путь» — это не просто гонка. Это праздник, атмосфера, в которую всё время хочется окунаться. Я зарядился положительной энергией на весь год».
Автор:Дмитрий Лунин |