Десятое июля стало знаковым в современной истории автоспорта Дагестана и Чечни – в этот день две республики впервые приняли у себя соревнования по ралли-рейдам.
После трех этапов в Астрахани участники двенадцатого Международного ралли «Шелковый путь» взяли курс на юг – в Грозный. Показатели четвертого этапа вошли в тройку самых продолжительных в издании гонки 2022 года: общие 588 километров и 344 километра спецучастка.
Маршрут Астрахань – Грозный таил в себе множество неизвестных – никто из пилотов и штурманов не мог ответить, что же их ждет на долгом пути через несколько регионов России. Даже опытные спортсмены пожимали плечами: все покажет гонка. И в самом деле, неизведанные бездорожные трассы по красивейшим местам Северного Кавказа оказались слишком суровыми.
Начало спецучастка не отличалось от других астраханских маршрутов, изобиловавших большим количеством ям. Плавно дороги стали переходить в скоростные отрезки, где экипажи могли разогнаться до предельных значений, а уже во второй половине этапа дорожное покрытие сменилось с жесткого на мягкое. Заключительные 40 километров напоминали раллийные заезды с многочисленными кочками.
В ходе спецучастка караван ралли в горные районы не заезжал, ограничившись наблюдением за высокими возвышенностями со стороны. Зато экипажам пришлось пересекать неглубокие броды, испытывать автомобили в вязкой грязи, повышая обороты мотора до предельных значений. Сказывалась и жара – в кабине воздух прогревался до 50 градусов. Порой не спасал и кондиционер.
Лидер грузового зачета Андрей Каргинов отметился на трех контрольных точках, когда его автомобиль остановился на трассе. Только с финишем других участников стало ясно: поломка крайне серьезна. Масляный след от грузовика «КАМАЗ» растянулся на несколько десятков метров, и проезжавшие мимо экипажи предположили, что технические проблемы коснулись двигателя. Информации от экипажа «КАМАЗ-мастер» со спецучастка в течение дня не поступало, однако ближе к 20:00 по московскому времени машина начала движение в сторону финиша, а в 21:25 заехала на бивуак.
О произошедшем на трассе рассказывает сам Андрей Каргинов: «Все началось с того, что правое переднее колесо сдулось, пришлось его менять. Дальше почувствовали, что, скорее всего, вышел из строя редуктор – пропала тяга, машина очень тяжело двигалась. Но она ехала, и мы решили продолжить движение. И, видимо, двигаясь на заднем приводе, сломали еще одну полуось, и машина практически перестала ехать. Закончилось же все тем, что разлетелся передний карданный вал, который пробил масляный поддон двигателя. Мы устранили причину течи, а кардана с собой не было. Стали чинить: обматывали скотчем, клеем клеили. Дальше начинали движение, потом «лечили» машину, и так далее.
За нами ехал экипаж Сергея Куприянова, он остановился, спросил, чем помочь. Взяли у него ветошь, воронку, по мелочи еще что-то. Заканчивали этап в темноте - с фарами ехать совсем необычно. Когда приезжаешь к трамплину или препятствию, то не видишь, что за ним, и приходилось тормозить. Также берегли машину, чтобы добраться до бивуака. Рассчитываем, что завтра выйдем на старт».
Пришлось проводить ремонтные работы под палящим солнцем и экипажу Сергея Куприянова. В районе 270-го километра на их автомобиле начала греться ступица переднего левого колеса – на устранение неисправности ушло три с половиной часа. Но главное, что «КАМАЗ» под номером 305 самостоятельно финишировал и добрался до бивуака.
Сергей Куприянов, пилот экипажа №305: «Сегодня был очень интересный спецучасток. Мы впервые заехали в Грозный, в Чечню. Дорожки здесь просто класс – рулежные и извилистые, и мы получили удовольствие. А потом у нас начала греться ступица, и все завершилось длительным ремонтом. Мы справились и доехали до финиша».
Из-за того, что Андрей Каргинов и Сергей Куприянов не уложились в норматив, экипажи получили многочасовые штрафы. Два других экипажа «КАМАЗ-мастер» в воскресенье успешно справились с поставленными перед ними задачами. И Дмитрий Сотников, и Эдуард Николаев стали участниками красивой борьбы с внедорожниками, которыми управляли Владимир Васильев и Денис Кротов соответственно. За сражением гонщиков на трассе наблюдали и собравшиеся в разных селениях зрители. Сотников шел первым на протяжении почти 260 километров, пока его не опередил Васильев, рискнувший на высокой скорости пойти на обгон в сильной пыли. В итоге на финише пилот «КАМАЗ-мастер» оказался спустя минуту после представителя зачета Т1. Это позволило действующему победителю ралли «Шелковый путь» подняться на первую строчку в грузовом зачете.
Сразу после отметки на финише Дмитрий Сотников на себе смог ощутить все радушие чеченского народа – гонщика угостили национальным блюдом и пожелали успехов на следующих этапах. Также собравшиеся болельщики тепло приветствовали и других участников ралли, а на импровизированной сцене танцевали лезгинку и пели красивые песни.
Дмитрий Сотников, пилот экипажа №300: «Новый регион, не знали, куда едем, знали только, что будет очень жарко. Нас не обманули, трасса была очень рабочая, практически не было времени для передышки. На маршруте было буквально два прямика. Не расслабились ни на секунду, концентрация была максимальной. Было все: кусты на обочине, из-за чего опасались за целостность колес, песчаные извилистые дорожки, дюнеты. Можно сказать, что это был спецучасток на терпение. Стартовали первыми, где-то за 80 километров мы пропустили Владимира Васильева, а так старались работать первыми, максимально аккуратно попадали в развилки. Было очень много сложных мест по навигации: Руслан Ахмадеев выкрикивал места, я иногда просто не успевал за ним, но мы вовремя вставали в нужные дороги, хотя казалось, что это не дороги, а вообще следы. Я даже был удивлен, что мы справились».
Руслан Ахмадеев, штурман экипажа №300: «Стартовали первыми, ответственность на штурмане была высокой – не было следов, надо было следить за легендой, за поворотами, курсами. Нужно было постоянно вести пилота. Была высокая температура, думал, что будет поменьше бездорожья, но его было много – трясло регулярно».
Воскресная гонка прошла под девизом «слушай внимательно штурмана». Экипаж Эдуарда Николаева допустил досадную ошибку, не разобравшись в курсе. Двигаясь по бездорожью, пилот направил машину по курсу на дорогу. Но из-за срезки нужный курс остался позади, а последующие поиски верного направления стоили потерянных минимум 15 минут. Пришлось экипажу поволноваться за высокий расход топлива на заключительной части спецучастка, где участники попали в феш-феш.
Эдуард Николаев, пилот экипажа №302: «В одном месте чуть не подсели, но машина вытянула. Нашли дорогу, встали в верный курс и уже без ошибок ехали до финиша. Видели ехавшего навстречу Андрея Каргинова, я даже немного засомневался, но штурман сказал, что мы четко в легенде, поэтому поехали дальше. Последняя часть маршрута извилистая, больше на выносливость. Единственное, сегодня были прямики по гравийке, долго держали максимальную скорость. Также были очень длинные участки с ограничением скорости, когда ехали по населенным пунктам. Видно, как радуются многочисленные местные жители. Это впечатляет и бодрит».
Евгений Яковлев, штурман экипажа №302: «Было одно сложное место, но, когда разобрались, оказалось, что совершили простую ошибку. Многие поплутали, но мы потеряли много времени»
В понедельник участникам ралли «Шелковый путь» предстоит проехать 218-километровый кольцевой спецучасток в Грозном.
Грузовой зачет. Результаты 4-го этапа
Поз. |
№ |
Имя |
Марка |
Время |
Отставание |
1 |
300 |
Дмитрий СОТНИКОВ |
КАМАЗ |
04:25:21 |
00:00:00 |
2 |
302 |
Эдуард НИКОЛАЕВ |
КАМАЗ |
04:34:46 |
00:09:25 |
3 |
301 |
Сергей ВЯЗОВИЧ |
МАЗ |
04:42:35 |
00:17:14 |
4 |
304 |
Алексей ВИШНЕВСКИЙ |
МАЗ |
04:51:01 |
00:25:40 |
5 |
307 |
Михаил ШКЛЯЕВ |
ГАЗ |
06:00:22 |
01:35:01 |
6 |
306 |
Алексей ХЛЕБОВ |
ГАЗ |
06:07:02 |
01:41:41 |
7 |
308 |
Александр ЛАГУТА |
ГАЗ |
06:26:53 |
02:01:32 |
8 |
305 |
Сергей КУПРИЯНОВ |
КАМАЗ |
18:00:00 |
13:34:39 |
9 |
303 |
Андрей КАРГИНОВ |
КАМАЗ |
40:00:00 |
35:34:39 |
Грузовой зачет. Генеральная классификация после 4-го этапа
Поз. |
№ |
Имя |
Марка |
Время |
Отставание |
1 |
300 |
Дмитрий СОТНИКОВ |
КАМАЗ |
11:10:19 |
00:00:00 |
2 |
302 |
Эдуард НИКОЛАЕВ |
КАМАЗ |
11:21:16 |
00:10:57 |
3 |
301 |
Сергей ВЯЗОВИЧ |
МАЗ |
11:44:18 |
00:33:59 |
4 |
304 |
Алексей ВИШНЕВСКИЙ |
МАЗ |
12:28:30 |
01:18:11 |
5 |
306 |
Алексей ХЛЕБОВ |
ГАЗ |
15:15:20 |
04:05:01 |
6 |
307 |
Михаил ШКЛЯЕВ |
ГАЗ |
16:10:30 |
05:00:11 |
7 |
305 |
Сергей КУПРИЯНОВ |
КАМАЗ |
25:39:14 |
14:28:55 |
8 |
308 |
Александр ЛАГУТА |
ГАЗ |
35:29:15 |
24:18:56 |
9 |
303 |
Андрей КАРГИНОВ |
КАМАЗ |
46:41:55 |
35:31:36 |
Автор:Дмитрий Лунин |