Руководитель команды "КАМАЗ-мастер" семикратный победитель "Дакара" Владимир Чагин в интервью корреспонденту РИА Новости Сергею Астахову рассказал о сложностях, с которыми пришлось столкнуться при подготовке к ралли-марафону, новой роли в гонке для пятикратного чемпиона Эдуарда Николаева, бюджете "Синей Армады" и возможном возвращении за руль.
Новая роль Николаева
- Владимир Геннадьевич, машины уже отправились в путь на "Дакар". Есть уверенность, что гонку не отменят в последнее мгновение?
- Все верят в то, что гонка состоится. Никто не знает, что будет с коронавирусом в декабре, и дай бог, чтобы статистика резко не поползла вверх, и правительство Саудовской Аравии не ввело новые ограничения. А пока я рад, что организаторы "Дакара" и руководство страны в этих сложных условиях пандемии решились сохранить марафон.
- Сколько членов команды отправятся в Саудовскую Аравию?
- Пятьдесят с лишним человек, но до конца еще не определили точное количество. Точно могу сказать, что по сравнению с прошлым годом делегация сокращена.
- Четыре экипажа команды выступят в привычном виде. Почему решили ничего не менять, ведь на тестах пробовались разные сочетания?
- Ребята сработались, а в экипаже очень важна абсолютная коммуникация, слаженность в работе. Мы подбираем экипажи в течение сезона, комбинируем молодежь, пересаживаем штурманов в другие машины. А на большие старты выезжает оптимальный и сбалансированный состав. В этот раз решили ничего не менять.
- Пятикратный чемпион "Дакара" Эдуард Николаев остался вне числа участников гонки. Непростое решение для вас?
- Одно из самых сложных, как и всегда, когда приходиться решать, кто из ребят не едет на "Дакар" в роли боевого пилота. Если посмотреть историю последних лет, гонку пропускали Айрат Мардеев, Андрей Каргинов, Антон Шибалов. У нас пять экипажей, а на "Дакар" всегда выезжают только четыре. Считаю, это идеальная схема для команды. И кто-то должен остаться на скамейке запасных. В этот раз гонку пропускает Эдуард.
Мой главный коллега на ралли Сергей Савостин не может поехать в Саудовскую Аравию из-за здоровья. В июле он переболел коронавирусом и постепенно восстанавливается. На таком соревновании как "Дакар" рядом должен быть человек, который знает всё досконально, который понимает все процессы и механизмы. И кандидатура Николаева - самая идеальная. Считаю, что он справится с этой работой. Я буду рядом, буду помогать ему, при этом всю техническую работу на гонке вести будет Эдик. Также он будет ассистировать в построении стратегии и тактики на "Дакаре". Он - действующий пилот, и будет эффективен в новом для себя амплуа.
- Технические проблемы, из-за которых Николаев сошел с гонки 2020 года, сказались при принятии решения?
- Здесь масса различных обстоятельств, которые приходилось взвешивать и анализировать. И всё вместе, в том числе и отсутствие Савостина, навело меня на такое решение. Безусловно, оно было согласовано с генеральным директором КАМАЗа Сергеем Анатольевичем Когогиным.
- Сам Эдуард как воспринял всё это?
- Конечно, был огорчен, потому что он действующий пилот и хочет выходить на старт. Но у него появилась уникальная возможность попробовать себя в новой роли, посмотреть гонку со стороны, что, считаю, пилоту тоже полезно. Будучи гонщиком, я сам оказывался в таком положении. Это позволяет взглянуть на ситуацию снаружи, лучше приходит понимание, как это должно быть правильным внутри. Как правило, в будущем это помогает пилоту добиваться еще лучших результатов. Для жизненного и профессионального роста побыть на "Дакаре" в роли менеджера Эдуарду почетно и ответственно.
Бюджет, контракты, ограничения
- Вы говорили, что существовала вероятность отправить на "Дакар" меньшее число боевых экипажей. Как удалось отстоять четыре экипажа?
- Сложилась очень сложная финансовая ситуация в команде. Как и у всех в этом году. Многие работы по модернизации машины пришлось отменить, переносить на будущие сроки. И все же, сэкономив на многом, нашли возможность и средства оставить четыре машины.
Посмотрев статистику последних пяти лет, понимаем, что гонка подразумевает различные нестандартные ситуации - поломки, застревания и прочее, и прочее. В таких условиях обычно только два экипажа довозят до финиша нормальный результат. Сократив команду, мы бы в два раза уменьшили шансы быть на подиуме. Обсудили это с Сергеем Анатольевичем (Когогиным) и остановились на том, что нужно делать всё возможное, чтобы удержать четыре экипажа.
- Бюджет "КАМАЗ-мастер" был 11 миллионов евро. Сейчас упали в цифрах?
- Рано говорить, пока еще не все контракты подписаны на 2021 год. Мы с пониманием относимся к трудностям наших партнеров - были задержки платежей, просьбы сократить контракты. И мы сами затянули пояса потуже, отказались не только от модернизации спортивных автомобилей, но и от переоснащения производственного цеха, что делали ежегодно, хоть и маленькими шагами. Это нужно для того, чтобы не отставать от развития отрасли. Современные технологии и оборудование меняются буквально каждый квартал, каждый месяц, и чтобы создавать конкурентоспособную технику, нужно иметь не только желание, но и технические возможности.
- "КАМАЗ-мастер" - одна из немногих спортивных команд в России, которая может похвастать таким внушительным списком партнеров мирового уровня. Что это значит для вас?
- Большая ответственность, что именитые российские и зарубежные бренды делают ставку на нашу команду. Значит, в нас верят и понимают, что команда нужна, что реклама для них эффективна. Автоспорт и в частности ралли-рейды - это площадка для испытания техники, агрегатов и узлов, любых конструкторских решений. И то, что выдержало на трассе, можно спокойно запускать в серийное производство. Мы работаем с нашими техническими партнерами ежедневно, обсуждаем, как их детали и узлы повели себя во время соревнований, что надо изменить и улучшить. Поэтому "КАМАЗ-мастер" - это не только реклама для партнеров, но и их технологический прогресс.
- Чувствуете, что гонка 2021 года будет самой сложной, учитывая все условия, в которых пришлось готовиться?
- Согласен. От организаторов пришел большой список требований, которые нужно будет соблюдать. Они сопоставимы с теми, что предъявляет Роспотребнадзор. Не потерять планку результатов будет непросто, но в таких условиях окажутся все участники. И кто сможет лучше адаптироваться к новым требованиям, тот и будет на подиуме.
- В чем спортивные грузовики стали лучше по сравнению с прошлым "Дакаром"?
- По машинам глобальных изменений, как в предыдущие годы, реализовать не смогли. Больше поработали над их надежностью. Тщательно проанализировали, какие поломки были в прошлом сезоне, и уделили этому внимание. Внесли незначительные изменения в конструкцию машин, будем надеяться, что это повысит их надежность.
- Удастся избежать проблем с двигателем, с которыми столкнулся Николаев на прошлой гонке?
- Мы изучили этот вопрос тщательно, сделали металлографию всех деталей, которые вышли из строя. И предприняли все необходимые меры, чтобы повторения не произошло. Это было очень непросто, потому что мотор имеет в два раза большую мощность, чем серийная планка. Моторы перегружены, работают в других тепловых режимах и были сильно подвержены быстрым поломкам, в том числе выходу из строя. Время покажет, насколько наши работы были успешными.
Новый год в Саудовской Аравии
- Доставка машин до порта в Марселе стала серьезной задачей для многих европейских участников. Каким будет путь у "КАМАЗ-мастер"?
- Действительно, это непростой вопрос в наши дни. Нужно сначала добраться до Франции. Маршрут будет проложен через Белоруссию, Польшу и Германию. Мы много работали над согласованием поездки с пограничными службами, посольствами этих стран, чтобы не произошло сбоя в графике движения. Надеюсь, мы вовремя доберемся до Марселя и погрузимся на корабль. Команда же с пересадками вылетит в Саудовскую Аравию 28 декабря.
- Технические проверки в этот раз будут проходить в Джидде. Осложняет ли это жизнь?
- Конечно, было бы лучше, если бы машины осмотрели еще во Франции, как это было всегда. И если бы появились какие-то замечания, было бы время на них отреагировать. Теперь все проверки пройдут перед стартом гонки. Наша команда всегда соблюдает регламент от А до Я, и мы рассчитываем, что нареканий не будет. Команда готова к старту.
- Новый год в Саудовской Аравии интригует?
- Всегда интересно попробовать что-то новое. Но сам факт, что праздник мы отметим в другой стране вдали от дома, не нов. Для меня и других ветеранов команды это стало нормальным. Семьи относятся с пониманием к таким разлукам.
- Как планируете соблюдать эпидемиологические ограничения вдали от родины?
- Требования Франции и Саудовской Аравии в этом вопросе объединены, всё очень строго. Надеемся, что участники гонки смогут уберечься от коронавируса и все вернутся домой здоровыми.
- Одно из нововведений на "Дакаре" - денежный штраф при определенных ситуациях заменяется на временной.
- Главное, чтобы любые штрафы за нарушения были действенными. И чтобы был четкий контроль без вмешательств со стороны.
Конкуренты
- В прошлом году конкуренция на "Дакаре" в грузовом зачете была очень высокой. Ожидаете, что Сергей Вязович, Мартин Мацик, Алеш Лопрайш, Герт Хузинк, Мартин ван ден Бринк и остальные продолжат выступать в том же темпе?
- Очень хочется видеть красивую и честную борьбу. Зрители должны получать удовольствие от просмотра гонки.
- Но вам, как руководителю команды, 17 раз побеждавшей на "Дакаре", наверняка хочется, чтобы перед заключительным этапом позиции КАМАЗов были более надежными?
- Я как спортсмен люблю сильных соперников и борьбу. И хочу, чтобы на "Дакаре" была настоящая спортивная интрига с интересным финишем.
- Когда Мартин ван ден Бринк говорил, что его сын Митчел сядет за руль грузовика, казалось, что это утопия. В итоге мы видим, что 18-летний парень поедет "Дакар" в роли пилота. Молодым у нас дорога?
- Мартин принял необычное решение, что тут скажешь. В таком возрасте никто не стартовал на "Дакаре", тем более на грузовике. Тем интереснее будет посмотреть, каким будет дебют Митчела. Хочется пожелать ему удачи. Он делает большой вызов. Младший ван ден Бринк - очень хороший парень, много раз видел его, общался. "Дакар" закаливает человека, дает большой опыт. Главное, не гнаться за результатом, а проехать всю гонку и добраться до финиша. Если он поставит себе такую задачу, он ее выполнит.
Негласное правило "Дакара" - новички, которые хотят сразу же забраться в таблице высоко, сходят и не доезжают до финиша. Задача номер один для дебютанта - оказаться в закрытом парке по итогам последнего этапа марафона. И только в следующих стартах думать, как продвигаться в классификации.
- Один из экипажей, заявленных на "Дакар", состоит из двух человек. Как это возможно в грузовом зачете?
- Технически это сложно. Представьте, что колесо, которое вам нужно поменять в жаркой пустыне, весит 150 килограмм. Но если грузовик оборудован всеми необходимыми подъемными устройствами, то этот процесс не составит проблем, разве что займет большее время. Ничего страшного в участии вдвоем нет, это лишь увеличивает время ремонта. Также нужно более внимательно контролировать все данные в кабине.
Учитывая, что экипаж лишается механика, а нынешний грузовик содержит огромное количество электроники - от датчиков температур до системы управления давления шин, он как бортинженер. И в его отсутствии роль "контролера" на себя берет пилот, которому и так непросто во время гонки.
Возвращение за руль, классика "Дакара"
- 25 ноября будет представлен подробный маршрут "Дакара". Что ждете?
- Примерное понимание маршрута есть - старт и финиш в Джидде. Сначала камни, затем дюны. Мы учли ситуацию прошлого года, когда столкнулись с большим количеством порезов шин. Такие камни как в Саудовской Аравии не встречали нигде. Да, отельные каменистые участки были в Марокко на африканском "Дакаре", но такое количество острейших камней как на Аравийском полуострове я не помню ни в одной пустыне планеты.
С этим столкнулись все участники "Дакара" во всех зачетах. Шин не хватало никому. Мы сами едва доехали до финиша. По условиям гонки шины нельзя брать со стороны, то есть заехать в магазин и купить резину у вас не выйдет. И когда экипаж Николаева выбыл из борьбы за подиум, мы на его машину ставили только старую резину, а остальным экипажам - новую. Можно сказать, что финишировали на последних покрышках. В этом году везем больший запас шин, за что спасибо нашему партнеру.
- Организаторы гонки вводят новый зачет - Dakar Classic. Этой осенью "КАМАЗ-мастер" начал выпуск передач, в которых действующие пилоты вместе с пресс-атташе Эриком Хайруллиным выезжают на тестовый полигон на старых машинах, и получают от процесса огромное удовольствие. Есть ли здесь взаимосвязь и намек на будущее участие ретро-техники в ралли-марафоне?
- Простое совпадение (смеется). Если честно, даже не думал над возможностью команды участвовать в таком "Дакаре". Коллекция спортивных КАМАЗов - жемчужина нашей команды. И она должна оставаться в музее и радовать гостей и туристов, а не застрять в песках аравийской пустыни. Чтобы проехать на таких машинах марафон, нужны запчасти, которых уже давно нет в производстве и на складах.
Это не просто взять машину, зарядить аккумулятор, залить топливо и в путь. Подготовка занимает целый год, специалисты должны знать машину досконально. И многие из тех, кто работал с командой в прежние годы, уже не трудятся в этой отрасли или вышли на пенсию. Поэтому тут всё не так просто как кажется. Я ценю вызов тех, кто решился поехать на такой технике в 2021 году. Они молодцы и заслуживают только добрых слов.
- А сами рискнули бы проехать на своей машине образца 1999 года?
- Если проехать несколько километров по трассе полигона и вспомнить молодость и былые годы - это интересно. А чтобы ехать целую гонку, пусть и в таком показательном зачете как "классика "Дакара", считаю не слишком удачной идеей (смеется).
С.Астахов