Календарь Чемпионата претерпел существенные изменения. Для начала Новая Зеландия переместилась на месяц назад, заняв место после Аргентины. FIA наконец избавилась от всех не засчитывающихся в заводском турнире этапов, включив их в борьбу за Кубок производителей – начиная с 1993 года этапы чемпионатов полностью совпадают. Ралли Бандами было исключено из программы и в календаре снова осталось всего 13 гонок. Очки в обоих случаях получают обладатели 8 первых мест (ранее в противостоянии гонщиков учитывались 9 лучших результатов).
Трое из четырех основных соперников Lancia создали более компактные версии полноприводных гоночных автомобилей. Ford Escort Cosworth появился в начале сезона, с самого дебюта выглядел очень многообещающе и очень скоро стал победителем. Примерно в то же время на трассу выходит Mitsubishi Lancer Evo и этот сезон для компании становится уже четвертым подряд, хотя она ни разу еще не стала победительницей в заводском чемпионате. Во второй половине года дебютирует Subaru Impreza, совместившая многие положительные моменты обеих предыдущих машин. Команда становится первой в Новой Зеландии – это первая ее победа в четвертом сезоне участия в WRC (не считая многих лет гонок на моделях Leone), а также первая победа Колина МакРея (Colin McRae).
Ари Ватанен (Ari Vatanen) получил травму во время гонки Париж-Дакар, где он выступал за Citroen, и вынужден был пропустить шведский и португальский этапы Чемпионата мира. Это событие, а также многочисленные промахи Колина МакРея на Финском ралли 1992 года, заставили Subaru искать кого-то, кто мог бы заменить обоих гонщиков команды на основании разового контракта. Для дебюта Impreza в Финляндии был выбран Маркку Ален (Markku Alen), казавшийся достойной заменой Колину, однако, он умудрился разбить машину и вылететь с трассы уже на 275 метре первого спецучастка!
В Opel/Vauxhall Calibra Turbo 4x4 двигатель размещен прямо в коллекторе даже в дорожных моделях (лучшее, что можно было придумать - в результате в самом горячем месте кузова начал циркулировать воздух от турбо-наддува), так что их механизм уже не был беспросветно ненадежным и слабым. За исключением разве что Ford Escort RS1700 Turbo, этот автомобиль группы A был самым недолговечным на ралли. Кстати, его не следует путать с машиной, которую в прошлом году использовал Бруно Тьерри (Bruno Thiry), поскольку то была Calibra с передним приводом и без турбо-наддува. Calibra Turbo 4x4, может быть, и не стала излюбленной моделью гонщиков, но по крайней мере, это была первая полноприводная гоночная модель с активными дифференциалами.
Еще одна новая модель по разным причинам не стала постоянным участником Чемпионата, однако, это не было связано с несоответствием требованиям. Просто Audi Coupe S2 Quattro от Schmidt Motorsport не получила достойно поддержки своих производителей. Хотя у компании Audi, наконец, появилась хорошая базовая модель для участия в группе A, она была собрана, протестирована и представлена на ралли частной компанией, за ее штурвалом не было известных гонщиков, и посмотрите на результат!
1993 стал тяжелым годом и для штурманов. Роджер Фрит (Rodger Freeth), долгое время работавший с Поссумом Боурном (Possum Bourne) из Subaru, погиб в результате несчастного случая на Австралийском ралли. Очень жаль, что его смерть была связана с одним из самых забавных регистрационных номеров в истории автоспорта, состоящих из имени пилота и названия спонсора: PO555UM. В этом же году у постоянного штурмана Юхи Канккунена (Juha Kankkunen) Юхи Пииронена (Juha Piironen) накануне Аргентинского ралли была диагностирована опухоль мозга. Юха становится чемпионом при помощи трех напарников: Пииронена, Ники Гриста (Nicky Grist) и Дениса Жироде (Denis Giraudet), но неофициально лучшим штурманом считается Даниэль Граталуп (Daniel Grataloup).
Основное внимание весь сезон циркулировало вокруг большого обмена гонщиками между Lancia и Toyota. Юха Канккунен и Дидье Ориол (Didier Auriol) перешли из Lancia в Toyota, а Карлос Сайнц (Carlos Sainz) – наоборот. Эти перемещения могли бы стать полезны для сравнения команд и дать нам ответ на вопросы, насколько в самом деле итальянцы опережают своих японских соперников, и насколько успех последних связан с присутствием в команде Сайнца. Но вместо этого они только подчеркнули одну из основных и уникальных особенностей ралли – результат, который может дать сочетание различных стилей вождения, автомобилей и трасс, или отсутствие какого бы то ни было результата вне зависимости от обстоятельств.
В данном случае действующий чемпион среди гонщиков сел за штурвал машины действующего чемпиона среди производителей и оказался против доминирующего гонщика последних 3 лет за штурвалом доминирующей машины последних 6 лет. Мог ли кто-нибудь представить себе, что такая блестящая комбинация могла закончиться такой ужасной катастрофой для пилотов и их команд, как это произошло на самом деле?
В 1993 году Lancia оставила WRC, но Jolly Club и Abarth продолжали свое участие в нем, как и раньше. Кроме того, непосредственно перед началом сезона модель Delta была заметно улучшена: за счет некоторых изменений в управлении механизмом увеличилась ее мощность, и впервые на асфальтовых ралли была использована боковая выхлопная система.
Автор:Эллада Кирякулова |