Календарь Чемпионата практически не изменился, разве что американское Ралли Олимпус переместилось на более выигрышную летнюю позицию, стало считаться 7-м этапом турнира и участвовать в заводском чемпионате (это, впрочем, не прибавило ему популярности). Новозеландское ралли и Ралли Бандами, в свою очередь, из противостояния команд производителей выпали. Очки получали гонщики, занявшие первые 7 мест.
Новые правила принесли новые проблемы. Первый сезон группы А в заводском турнире начался с громкого скандала на Ралли Монте-Карло, по крайней мере с точки зрения Ford.
Lancia Delta группы А явно отличается от своей дорожной версии. Все команды жалуются на эти различия, протестуют, но ничего не меняется. Во время проверки FIA обнаружила, что автомобили группы А соответствуют списку требований, а их дорожные версии – нет. В этой ситуации основную роль сыграла следующая бюрократическая тонкость: выяснилось, что 5000 дорожных автомобилей не могут быть одобрены ассоциацией, но в то же время к машинам, участвующим в ралли, никаких претензий не было, а потому компания не могла быть оштрафована.
С компанией Mazda поступили строже, хотя наказание было справедливым. Компания представила к рассмотрению на соответствие группе А множество вариантов автомобилей, в том числе и модели с закрытым кузовом. Всего предполагалось выпустить 5000 экземпляров. Но производитель не выполнил свои обязательства и не предоставил ассоциации обещанное количество дорожных автомобилей группы А, за исключением модели Mazda 323 4WD Turbo, которая уже использовалась годом ранее на Ралли Монте-Карло. Компании было позволено сохранить свои очки и продолжать участвовать в турнире при условии, что недостающие машины будут построены в кратчайшие сроки.
Однако, то, что Mazda удостоилась такого исключения из общих правил, никак не устраивало Ford. Оба производителя участвовали в гонках Королевского автоклуба
(RAC) 1986 года, где Ford был вынужден довольствоваться только Sierra Cosworth группы В, потому что нужное количество дорожных машин на тот момент еще не было собрано.
Кульминацией скандала стала дисквалификация Стига Бломквиста (Stig Blomqvist) и его Sierra XR4x4 с четвертого места в Монте-Карло 1987. Машина была допущена к ралли с системой впрыска производства Bosch, но непосредственно во время гонки выяснилось, что деталь маркирована стикером Lucas. Между тем, продукция Lucas выпускается по лицензии Bosch, и их стикер означал то же самое, что означал бы стикер Bosch UK. Различия в маркировке ни о чем не говорят, это очень мелкое нарушение в сравнении с поступками Mazda и Lancia.
Учитывая новые правила группы А, на первый взгляд возмущение производителя выглядело справедливым. Однако, тем, кто ожидал, что новые правила будут более безопасными и приемлемыми, события на первом же этапе показали, насколько их мнение было ошибочным.
Единственной компанией, представившей машину подходящего размера, оснащенную турбодвигателем 2.0 и полным приводом, была Lancia. Mazda использовала турбодвигатель объемом 1600 см3, который был слабее, в то время как Audi оставалась верна 200 Turbo Quattro, который был слишком большим и тяжелым, либо Coupe Quattro или 90 Quattro без турбодвигателя. Автомобиль Renault R11 Turbo был мощным с частичным приводом, Volkswagen же не имел ни 4x4, ни турбодвигателя. У Ford в свою очередь был выбор: Sierra Cosworth без 4x4 или Sierra XR4x4 с обычным мотором. Подобные проблемы возникли и у других производителей, в итоге компания Peugeot нашла другие турниры, в которых могли участвовать ее автомобили группы В, и вскоре стало ясно, что ни один из европейских производителей не заинтересован в том, чтобы ежегодно собирать 5000 машин, соответствующих стандартам FIA. Таким образом, WRC стал пустой затеей, поскольку соперников для Lancia не осталось.
На одном из последних этапов сезона 1987 года произошло еще два значительных события с участием одной из команд и оба они закончились трагически. В Бандами Toyota представила 2 варианта автомобиля Supra: за штурвалом 3.0i, как и на Ралли Сафари в начале сезона, находился Робин Альяте (Robin Ulyate), а Бьюрн Вальдегаард (Bjurn Waldegaard) и Ларс-Эрик Торф (Lars-Erik Torph) дебютировали на турбоверсии той же машины. Эта модель интересна тем, что 6-цилиндровый трехлитровый турбодвигатель группы А должен был обеспечить мощность в 400 л.с. и компания никогда не делала из этого секрета. Но даже производителя удивил тот факт, что автомобиль получил одобрение ассоциации так быстро - стоило ему только взять планку в 300 л.с.
В то время как Вальдегаард лидировал на своем Supra 3.0 turbo, с командой произошел ужасный инцидент, вынудивший ее покинуть Чемпионат. Самолет, принадлежащий администрации Toyota, потерпел крушение, унеся жизни менеджера команды Генри Лиддона (Henry Liddon) и его помощника Найджела Харриса (Nigel Harris) – практически икон автоспорта. Лиддон был одним из самых выдающихся штурманов 70-х годов. Он ассистировал Тимо Макинену (Timo Makinen), Жану-Пьеру Николя (Jean-Pierre Nicolas) и Ове Андерссону (Ove Andersson). Профессиональная биография Харриса несколько короче, но в последние ее годы он работал с Малкольмом Уилсоном (Malcolm Wilson) в группе В.
На этом этапе Volkswagen одержал свою единственную победу на Чемпионате мира, а все остальные команды отказались от участия в ралли, выражая таким образом соболезнования тяжелой утрате.
Автор:Эллада Кирякулова |