График по сравнению с предыдущими двумя годами не изменился, разве что очки засчитывались первой восьмерке, а не семерке, как это было ранее. В этот раз только один этап, Бандами, приносил очки исключительно гонщикам, во всех остальных случаях состязания пилотов и производителей протекали параллельно.
Единственным заметным событием, касающимся гоночного состава, стал поиск второго пилота для команды Peugeot, собирающейся провести свой первый полный сезон. Выбор оказался неожиданным – Тимо Салонен (Timo Salonen), который к тому времени никак не мог похвастать блестящей карьерой. По словам его друзей, Тимо загубил свой талант в Nissan, а критики не уставали вспоминать невыдающиеся скоростные показатели и постоянные аварии. Тем более удивительным показалось то, что Вальтер Рёрль, претендовавший на вакантное место, получил отказ. Жан Тодт (Jean Todt), глава Peugeot Talbot Sport, заявил, что, во-первых, он никогда не сомневался в наличии у новичка нераскрытых талантов, а во-вторых, по своему характеру Тимо подходит команде больше, чем Вальтер. Кроме того, Тодт представил удивленной публике свою теорию о том, что неблестящие показатели его нового сотрудника очень полезны с точки зрения маркетинга: если Рёрль сядет за штурвал и выиграет, общественность в первую очередь припишет победу его личным качествам, а если то же самое сделает Салонен, это посчитают заслугой машины!
Следующим сюрпризом стало отношение Peugeot к новому члену команды – полная вседозволенность. Ари Ватанен выиграл 5 из 7 первых ралли 205 T16, продемонстрировал один из самых красивых дебютов, которые нам приходилось видеть и, конечно, стал всеобщим любимчиком. Тимо Салонен на первом же пробном заезде с 205 T16 тоже показал себя во всей красе, но картина его выступления повергла механиков в ужас. Представьте себе, автомобиль несется на предельной скорости, рискуя врезаться в ограждение и перевернуться, а в нем гонщик, разыскивающий в машине свои сигареты, закуривающий, затем на ходу пристегивающий ремни безопасности и начинающий рассуждать о том, что ему хотелось бы поменять в механизме – и все это в одно и то же время! В результате первые два этапа 1985 года выиграл Ватанен, оставив Салонену третье место. На третьем этапе Ватанен сошел с дистанции, а Peugeot, благодаря Салонену, который смог удержаться на 6 месте, попадает в первую восьмерку. Далее, в Новой Зеландии, поклонники ралли оказались свидетелями того, как второй пилот опередил первого на всех участках, но команда не торопится вмешиваться, предоставляя ему возможность побороться за чемпионское звание. И, наконец, в Аргентине, где Ватанен, к сожалению, попал в крупную аварию, Салонен смог еще раз собраться и уже на следующем этапе гонки присовокупить к Кубку производителей для Peugeot собственное чемпионское звание. Личный рекорд Тимо – 4 выигранных этапа подряд – не был побит в течение 20 лет, до самого появления на трассе Себастьена Леба (Sebastien Loeb)!
Сезон омрачили два печальных события. Аттилио Беттега (Attilio Bettega) из Lancia погиб на Корсике, а Ари Ватанен из Peugeot серьезно пострадал на Аргентинском ралли и был вынужден оставить спорт на полтора года.
В 1985 в группе В дебютировало несколько новых автомобилей, а с учетом того, что команда Peugeot потеряла своего основного пилота, у новичков были некоторые шансы на успех. Audi представила новую модель Audi Quattro S1 и в Сан-Ремо, где у Тимо Салонена из Peugeot недоставало опыта, этот автомобиль под управлением Вальтера Рёрля стал победителем.
Выход Lancia Delta S4 с полным приводом к неудовольствию гонщиков команды пришлось значительно отложить – первая Lancia 4x4 пропускает запланированные выступления в Финляндии и Сан-Ремо. На трассу она выходит только в Великобритании, где дебютирует также MG Metro 6R4, и первое выступление обеих машин сопровождается множеством проблем. Однако, среди доминирующих Peugeot и Audi ситуация не лучше, и результат противостояния для новичков оказывается неожиданно приятным.
Публике довелось увидеть и первый пробег Ford RS200 в группе В - Стиг Бломквист (Stig Blomqvist) представил его на открытии очередного ралли Королевского автоклуба (RAC). С этим мероприятием и самой интересной его машиной связана забавная история. Audi стало известно, что в 1986 году Бломквист собирается работать с Ford. Зная о расстановке сил в 1985 году, было решено не позволять гонщику участвовать в серии, чтобы его новый работодатель не мог как следует испытать новую машину (в то время это была бы нормальная практика, если бы Стиг никогда ранее не участвовал в упомянутом ралли). Однако, вопреки всем усилиям конкурентов, Королевский автоклуб все-таки сделал гонщику и Ford одолжение – автомобиль все еще не был окончательно принят к использованию, но выступление его на открытии программы стало своего рода дополнительным тестированием и предоставило Бломквисту возможность впервые испробовать ее в деле.
Репутация Audi оказалась изрядно подмочена не только нечистоплотной стратегией в отношении своих соперников по RAC. К концу сезона 1985 года компания оказалась окончательно скомпрометирована – ей было предъявлено обвинение в подмене автомобилей на предпоследнем участке Бандами. Мишель Мутон (Michèle Mouton) участвовала в гонке за штурвалом Sport Quattro IN-NA 23, и точно такая же модель IN-YK 55 с механиками на борту исполняла при ней роль «скорой технической помощи» - этот тандем на африканских ралли не был единственным. Однако, когда с автомобилем Мутон начались серьезные неполадки, он вдруг каким-то образом вновь оказался на ходу, а вторая машина исчезла. Разумеется, среди официальных лиц и соперников это совпадение породило соответствующие вопросы и претензии. Audi отозвала гонщицу с ралли, подмена не была доказана и компания не понесла никакого наказания. Позже фотографы, в том числе Рейнард Кляйн (Reinhard Klein) и Мартин Холмс (Martin Holmes) сравнили снимки обоих автомобилей до происшествия со снимком автомобиля Мутон после него. Номерные знаки, маркировка дверей и имена участников гонки совпадали с более ранними фото, но в мелких деталях, таких как болты, топливная крышка, отверстия для домкрата, была заметна явная разница! К примеру, Audi, как и многие другие команды, в целях безопасности прикручивала на ветровое стекло дополнительные скобы. После происшествия расположение их поменялось и стало таким, каким было на автомобиле механика Франца Брауна (Franz Braun) в начале гонки. Если проблема Мутон была связана с мотором, или даже с осями и подвеской, зачем понадобилось менять расположение чего-либо на ветровом стекле? Кроме того, если даже расположение деталей менялось, на оконной раме и корпусе должны были остаться следы креплений. Если, исходя из каких-то соображений, пришлось заменить само стекло и первоначальные места крепления почему-то оказались непригодны для фиксации, то вторичные отверстия на машине Мутон тоже отсутствовали! Официально ничего не было подтверждено, но всем стало понятно, что IN-NA 23 – это фактически IN-YK 55, машины во время гонки просто поменяли местами.
Еще одним событием, заслуживающим упоминания, стало открытие Дэвидом Ричардсом (David Richards), штурманом при чемпионе мира 1981 года, собственного дела. Предприятие было названо David Richards Autosport, но через какое-то время переименовано в Prodrive. Компания развила активную деятельность и, начиная еще с 1984 года, под старым названием, несколько раз оказывала поддержку Porsche 911 SCRS.
Автор:moond |