Шины для автоспорта, а в особенности для ралли, сильно отличаются от обычных дорожных. Если обычные шины ориентируются на спокойную езду, чтобы обеспечить прохождение десятков тысяч километров, то раллийные шины должны "выжать из себя" максимум возможного и кануть в небытие. В зависимости от соревнования это может быть и 30 и 100 км, но, как правило, ресурс таких покрышек невелик. Зато качество сцепления и устойчивость к внешним воздействиям просто поражают.
Покрышки несут сразу несколько функций:
- Несут на себе весь вес автомобиля. В определенных моментах нагрузка на покрышку может достигать 4 тонн!
- должны гарантировать качественное сцепление с дорогой в любых условиях
- являются конечным звеном амортизации, обеспечивая комфорт для пассажиров.
Обслуживание гоночных шин также непростая задача. В этой цепочке задействованы:
- механики, которые должны быстро и без ошибок снимать/одевать покрышки, а также устанавливать и настраивать шиномонтажное оборудование.
- технические специалисты компании производителя, которые дают рекомендации командам и гонщикам при выборе тех или иных покрышек.
- конструкторы и химики. Это, пожалуй, самая ответственная часть персонала, от результатов которой и будет зависеть качество и дорожные характеристики шин. Они постоянно испытывают разные составы, ищут новые материалы и методы обработки, пытаясь найти оптимальные характеристики.
Ну и конечно руководители, которые управляю всем этим процессом. Именно благодаря им все "работает как часы". Порой мы даже не замечаем этой сложной и изнурительной работы этих профессионалов.
Давайте рассмотрим работу покрышек на одном из покрытий.
Для примера возьмем рыхлый гравий (рыхлая земля, песок и т.д.) Здесь покрышки частично увязают в грунте, выталкивая землю через специальные борозды. Чтобы улучшить скоростные характеристики следует правильно выбрать соотношение внешнего и внутреннего давления. Как правило, давление шин при движении на рыхлом грунте должно быть значительно меньше, чем при езде на твердом покрытии. Нельзя забывать и конструкции самой шины. В песчаных условиях предпочтительнее выбирать более узкие и вытянутые шины (с высокой боковиной).
Современные шины это не только кусок шины, но и умная автоматизированная система. На раллийных дорогах покрытия и внешние условия могут меняться очень быстро. Поэтому Жан-Луи Шлессер придумал электронную систему изменения давления покрышек прямо из кабины автомобиля. Это поистине революционное изобретение позволило значительно улучшить сцепление с трассой. Теперь гонщики могут сразу заметить прокол (по падению давления), а также менять давление, даже не останавливаясь.
фото: http://www.ttsauto.ru/
Автор:san |