Автомобилистам хорошо известны достоинства литых дисков. Они отличаются меньшим весом, лучшим балансом, большей эстетикой, в сравнении со штамповками. Неудивительно, что новое литье – одна из первых покупок начинающего водителя.
Почти все водители знают, как подобрать диски по размеру шин, но, к сожалению, далеко не всем известны тонкости. Например, тот момент, что зимой использование литья – не самое лучшее решение, чреватое не только ускоренным его износом, но и повышенным риском аварийной ситуации. В холодное время года необходим баланс между красотой и практическими свойствами.
Опасности зимнего использования литых дисков
- Красота зимой становится проблемой. Из-за характерной конструкции грязь легко проходит сквозь редкие спицы, плотным слоем покрывает тормозные колодки и другие механизмы, обеспечивающие остановку транспортного средства. На передних колесах это не так заметно, а вот сзади состояние может быть критическим. Механические частицы провоцируют снижение эффективности торможения, ускоряют износ механизмов. Штампованный диск с его сплошной структурой обеспечивает гораздо большую защиту, в особенности, если он дополнительно укомплектован пластиковым колпаком;
- Невысокая скорость. Колеса из легкого металлического сплава адаптированы к высоким скоростям, но зимой в этом нет никакого смысла. Скоростная езда на шипах – занятие не просто сомнительное, но опасное, даже небольшое превышение спровоцирует занос и серьезное ДТП;
- Потеря баланса. Поведение изначально отлично сбалансированного колеса на литом диске зимой становится непредсказуемым, так как на него налипает грязь, мокрый снег, быстро замерзающий и превращающийся в лед. Наледь приводит к тому, что центр тяжести смещается, формируются опасные вибрации, негативно влияющие на точность управления, провоцирующие неспособность автомобиля держать прямое направление. Строение дисков также способствует формированию воздушных потоков, поднимающих снежную пыль. Эта пыль проникает под днище, оседает на элементах подвески, что провоцирует не просто снижение функциональности, но быстрый механический износ;
- Сложности в мойке. Летом с мытьем дисков не возникает проблем, а вот зимой все совершенно иначе. Перепад температуры, использование при очистке горячей воды может привести к формированию трещин, структурных повреждений, ухудшающих не просто внешний вид, но прочность детали. Единственный выход – бесконтактная мойка, технология дорогая и доступная далеко не во всех сервисных центрах. Штамповка таких колебаний не боится;
- Снижение прочности. Когда температура воздуха падает ниже 30 градусов, структурная прочность легкого сплава падает, в этом отношении деталь гораздо хуже простого стального аналога. Результат – возможность критического повреждения при наезде на ямку даже на не слишком большой, разрешенной правилами скорости;
- Низкая ремонтопригодность. Вмятину на штамповке легко выправить даже в полевых условиях, используя подручный инструмент, в виде кувалды. Восстановление литья порой невозможно даже в профессиональном сервисе.
Сложный выбор
Казалось бы, с учетом обозначенных моментов, выбор однозначен, но все не так просто. Если стиль автомобиля очень важен, например, речь идет о машине представительского класса, то использование дисков из облегченного сплава допустимо. Конечно, при этом нужно строго следовать правилам безопасности. Четкое соблюдение скоростного режима, грамотное планирование маршрута (по дорогам хорошего качества), исключительно городская эксплуатация, без поездок по междугородним магистралям – в такой ситуации литой диск окажется вполне рациональным и оправданным выбором.