Нынешняя версия Toyota Yaris WRC вряд ли когда-либо примет участие в гонках чемпионата мира, но этот автомобиль поможет компании подготовиться к возвращению в WRC после 15-летнего отсутствия и ознаменовал новый этап в развитии раллийной традиции японского автопроизводителя.
Напомним, что сезон 1999 года был последним в 25-летней истории Тойоты в чемпионате мира по ралли. Начало этому легендарному пути было положено гонщиком Тойоты Ове Андерссеном, основавшим команду Andersson Motorsport, которая в 1975 году была переименована в Toyota Team Europe (TTE), а 1994 полностью перешла под контроль головного предприятия и стала именоваться Toyota Motorsport GmbH (TMG).
За это время представители этого японского автопроизводителя 43 раза поднимались на высшую ступеньку подиума, выиграв 4 чемпионских титула и обеспечив Тойоте 3 победы в зачете производителей.
Предлагаем вам вспомнить основные вехи раллийной истории Тойоты.
1973: Автомобили тойоты бороздили просторы спецучастков чемпионата мира с самого его основания в 1973 году. В том сезоне канадец Уолтер Бойс (Walter Boyce) на Toyota Corolla от команды Andersson Motorsport принес японскому автопроизводителю победу на американском этапе WRC - Press-on-Regardless Rally . Впрочем, это был единственный успех Тойоты в том сезоне. На остальных гонках автомобили этой марки не смогли подняться даже в 5-ку сильнейших. Стоит отметить, что Бойс спустя год поднимется на подиум канадского этапа WRC.
1975: не умоляя заслуг Уолтера Бойса, стоит отметить, что на заокеанских этапах не было сильнейших европейских гонщиков, поэтому первая по-настоящему серьезная победа японского автопроизводителя была одержана финном Ханну Микколой (Toyota Corolla Levin) на ралли тысячи озер 1975 года.
1982: Следующей победы пришлось ждать долгие 7 лет, когда швед Бьорн Вальдегард (Toyota Celica 2000 GT) в составе команды Toyota New Zealand одержал победу на ралли Австралии.
1984: В этом году японцы выиграли свой первый марафонский этап WRC – ралли Сафари. Более того! Представители этой марки первенствовали на этом кенийском ралли также в 1985 и 1986 гг.
1988: В этом году тойотовцы ни разу не смогли подняться на высшую ступеньку подиума, но этот год был ознаменован дебютом легендарной Toyota 4WD Celica GT Four, которая в версиях ST165, ST185 и ST205 принесла японцам 29 побед и 6 чемпионских титулов (2 в командном зачете и 4 в личном).
1989: Тойота впервые смогла занять 2-ое место в кубке конструкторов, но более примечательным тот сезон стал дебютом молодого Карлоса Сайнса за рулем автомобиля Тойоты и его первыми подиумами в WRC.
1990: Подписав контракт с Карлосом Сайнсом руководство Toyota Team Europe явно не прогадало. Испанец продемонстрировал феноменальную скорость, выиграв 4 ралли и финишировав на подиуме практически в каждой гонке (на ралли Сафари он приехал 4-ым, а в Португалии был вынужден оформить сход из-за проблем с коробкой передач). Правда, напарники легендарного эль матадора были не столь успешны, поэтому Тойота оказалась лишь на 2-ом месте в кубке конструкторов.
1992: В 1991 году технические проблемы с автомобилем не позволили Карлосу Сайнсу защитить свой чемпионский титул, однако в 1992 году испанец вернул себе чемпионскую корону.
1993: Компания Тойота стала первым японским автопроизводителем, которому удалось выиграть кубок конструкторов WRC. Юха Канккунен увенчал этот успех чемпионской короной в личном зачете чемпионата мира.
1994: очередная победа в личном и командном зачетах. Также в этом году Toyota Team Europe полностью перешла под контроль головного предприятия и была переименована в Motorsport GmbH (TMG).
1995: Это был год большого позора для Тойоты. Японцы заняли 3-е место в кубке конструкторов, но команда была уличена в использовании незаконной системы, позволявшей подавать дополнительный воздух в двигатель минуя ограничения рестриктора, что придавало машине больше мощности. «Это самая хитроумная вещь, которую я видел за последние 30 лет в автоспорте», – заявил в том году Мак Мосли, занимавший в то время пост президента ФИА.
1996/1997: Несмотря на запрет Тойота продолжила участие в чемпионате, поддерживая частные команды.
1998: Официальное возвращение в WRC. В том году легендарная Toyota Celica уступила место не менее знаменитой Toyota Corolla WRC. Вернувшийся в команду Карлос Сайнс успешно провел сезон, но уступил 2 очка представителю Team Mitsubishi Ralliart Томми Мякинену. В командном зачете случилась аналогичная картина: команда Team Mitsubishi Ralliart оказалась первой, а Toyota Castrol Team лишь 2-ой.
1999: Томми Мякинен снова принес титул для Team Mitsubishi Ralliart, однако в командном зачете первенствовала команда Toyota Castrol Team. После этого успеха руководство Тойоты объявило о своем уходе из WRC, чтобы сконцентрировать свои усилия на участие в формуле-1.
2015: Объявлено о возвращении в WRC в сезоне 2017 года.
2017: Какие у вас прогнозы?)
Автор:Дмитрий Лунин |