В 1977 году Ари Ватанен стал гонщиком заводской команды «Ford» и посоветовал руководителю своей команды обратить внимание на молодого финна Кюёсти Хямяляйнена (Kyösti Hämäläinen). Как впоследствии оказалось – не зря….
Кюёсти получил в свое распоряжение Ford Escort RS 1800 под бортовым номером POO 489, на котором Ари Ватанен выиграл в начале того года Арктическое ралли Лапландии (в рамках ERC). Перед ралли Финляндии у Кюёсти была возможность лишь один раз протестировать автомобиль на тренировочной базе команды в Борхэме, но это не помешало финну выиграть гонку. Правда, Ford Escort ему был немного знаком, так как он долгое время выступал на версии RS 2000.
Надо сказать, что Кюёсти не был новичком в ралли. К тому моменту он уже был обладателем трех титулов чемпионата Финляндии и сделал несколько удачных стартов в ERC и WRC. Но на ралли Финляндии ему до этого не очень везло – лучшим результатом финна было 17-ое место, полученное им в 1974 на Alfa Romeo 2000GTV.
Ралли Финляндии, имевшее в то время название «ралли 1000 озер», едва не омрачилось трагедией для Кюёсти. На втором спецучастке гонки на одном из трамплинов он внезапно обнаружил перед собой Porsche 911 Лео Киннунена, который медленно «полз» по дороге со сломанным тросом привода дроссельной заслонки педали газа.
Если Хямяляйнен был удивлен представившейся ему картине, то Юрма Пулккинен – штурман экипажа Porcshe – был просто в ужасе. Он сидел сзади автомобиля и вручную управлял дросселем автомобиля, когда заметил летящий Ford Escort Хямяляйнена…
К счастью Хямяляйнен приземлился в канаву и избежал столкновения с экипажем Porsche. Но после этого Кюёсти вернулся на трассу и ехал все быстрее и быстрее, а на СУ3 сошел с дистанции Ари Ватанен.
И чем сильнее он атаковал, тем быстрее он приближался к лидерам, обходя одного за другим. После этого он вызвал значительный интерес со стороны других команд и гонщиков.
Постепенно он поднялся на 2-ое место и впереди него оказался лишь легендарный Маркку Ален. Для Хямяляйнена второе место уже было настоящей мечтой, но Ален налетел на камень и повредил подвеску своего Fiat. Маркку пытался доехать до финиша, но спустя два спецучастка после аварии был вынужден оформить сход. Эта авария позволила Кюёсти выйти в лидеры гонки и выиграть свою первую и единственную победу на этапе чемпионата мира.
Это было просто невероятное событие. До начала гонки мало кто ожидал такой прыти от финна. Но еще более невероятным было то, что Хямяляйнен выиграл эту гонку без стенограммы!!!
Любого, кто, побеждал на ралли Финляндии по праву можно считать легендой. Любой, кто сделал это без стенограммы, является еще большей легендой.
Впоследствии он еще несколько раз выходил на старт «ралли 1000 озер», а в 1980 году финн занял высокое 17-ое место за рулем Советского автомобиля Лада-21011. К сожалению, в отличие от Ари Ватанена, Кюёсти так и не смог сделать ошеломляющую карьеру в WRC. Но в родной Финляндии он является одним из самых титулованных гонщиков. Хямяляйнен 5 раз становился чемпионом Финляндии в группе А и 8 раз в группе N. И если в группе А Себастьян Линдхольм смог побить его рекорд, то в группе N Кюёсти до сих пор остается рекордсменом по количеству титулов.
Автор:Serhario |