Эта статья посвящена штурманам. Штурманам ралли. Очень важная, хотя и вызывающая усмешку у непосвященных профессия. Когда публикуются списки результатов WRC, где указаны лишь фамилии пилотов, становится немного грустно, ведь и штурман – это член команды, который делит с пилотом как радость побед, как и горечь поражений! Штурман – это мозг экипажа, человек, определяющий тактику гонки. От его способности принимать решения, умения управлять информацией иногда зависит гораздо больше, чем от небольших погрешностей работы пилота. Как и сапер, штурман не имеет права на ошибку. Недостаточная квалификация штурмана часто пагубно влияет на результаты гонки и не позволит добиться успеха. Увы, штурман редко появляется на записях видео WRC, несмотря на то, что от его работы во многом зависит результат гонки.
Сейчас хотелось бы рассказать о некоторых нюансах работы штурманов – настоящих стратегов экипажей WRC.
Перед гонкой экипажи, согласно правилам. проходят ознакомление с трассой, - они проезжают ее по крайней мере дважды, а иногда - трижды. Проезжая трассу первый раз, штурман под диктовку пилота подготавливает свою «стенограмму» - описание трассы. Во время второго заезда штурман читает свои записи, а пилот вносит дополнения. Возможность использовать стенограмму – одно из наиболее ярких отличий ралли от других видов автоспорта, - благодаря ей, экипаж может практически на полной скорости мчаться по почти незнакомой трассе.
Стенограмма - это описание спецучастка, в которой обозначены все особенности трассы, - они дают пилоту возможность выбирать оптимальный режим пилотирования.
Чаще всего штурман не успевает смотреть на трассу. Но он ее «узнает» по своим записям. Не бывает двух одинаковых стенограмм, как не бывает абсолютно одинаковых впечатлений о чем либо у двух разных людей. Каждый пилот трассу воспринимает по-своему, поэтому ни один экипаж не сможет воспользоваться чужой стенограммой (иногда конечно приходится, но все же это сказывается на результате). Во время гонки пилот должен полностью доверять штурману, поэтому члены экипажа часто долго «притираются» друг к другу – в противном случае результата не будет.
Штурман - фигура почти незаметная, но сегодня классный штурман дефицитнее, чем хороший пилот. Кроме того, хороший штурман вполне способен заменить пилота, но лишь в редких случаях даже самый талантливый пилот сможет «удержаться справа от пилота»…
Вот поэтому, читая отчеты и таблицы гонок, хочется спросить: «А где штурман?» Все-таки их обижают незаслуженно…
Автор:moond |