Автомобильный спорт в Ульяновской области имеет давние традиции. Первые автомобильные соревнования на территории региона прошли в 1907 году, когда по бездорожью Симбирской губернии был проложен маршрут первого трансконтинентального марафона Пекин - Париж – предвестника знаменитой гонки Нью-Йорк – Париж, по мотивам которой Блэйк Эдвардс снял оскароносный фильм «Большие Гонки».
Фото: humus.livejournal.com
Однако местные жители и власти были лишь сторонними свидетелями и не принимали участие в марафоне Пекин – Париж. Лишь царская полиция была задействована в тщательной слежке за участниками соревнования в виду подозрений на шпионский характер гонки, так как организатор автопробега – редакция французской газеты «Matin» – во время Русско-Японской войны 1905-1907 гг. была уличена в сборе сведений о России по соглашению с Японским Правительством, выдававшим газете субсидию.
Первым автоспортивным соревнованием, устроенным ульяновцами, стал 20-ти километровый автопробег 1937 года, в котором приняло участие 30 спортсменов на мотоциклах, легковых и грузовых автомобилях. В то время асфальтированных дорог в Ульяновской области было достаточно мало, поэтому большая часть дистанции превратилась в сплошное грязевое месиво, в котором спортсмены, то поскальзывались и теряли управление, то сильно увязали. Так что гонщикам пришлось испытать всю радость езды по бездорожью.
Затем, в 1960-ые гг., в Ульяновске были созданы сильные автокроссовые команды автотранспортного управления и ульяновского автомобильного завода, представители которых неоднократно становились призерами и победителями Всесоюзных соревнований.
После распада СССР именно автозаводчане открыли для региона новую и близкую по духу многим местным спортсменам дисциплину автоспорта – ралли-рейды. В 1992 году команда уазовских спортсменов заняла первые два места на международном ралли-рейде «Ельч», проходившем в Польше. В 1993 и 1995 годах экипажи Биньямина Джепаева и Владимира Дунаева стали призерами этой престижной гонки.
На сегодняшний день ралли-рейды является одной из самых бурно развивающихся дисциплин ульяновского автоспорта. На территории региона проводятся первенство области, а также этапы кубка и чемпионата России по ралли-рейдам.
Свою лепту в развитие ульяновских ралли-рейдов вносит и команда «ГАЗ Рейд Спорт», которая разместила в областной столице одно из своих подразделений. Команда появилась благодаря усилиям директора Ульяновского авторемонтного завода Александра Евдокимова и ульяновского спортсмена Рамиля Замалетдинова. Еще до начала сотрудничества с «группой ГАЗ» на авторемонтном заводе была создана своя гоночная команда для выступлений в трофи-рейдах и автокроссе.
Рамиль Замалетдинов
В 2011 году Ульяновский авторемонтный завод в сотрудничестве с журналом «За Рулем» выставил собственный экипаж на международном ралли-рейде «Шелковый Путь». За руль специально подготовленного «УАЗ-Патриот Карго» сел Вячеслав Субботин, являвшийся на тот момент заместителем главного редактора журнала «За рулем». Ассистировал ему опытный штурман Рамиль Замалетдинов, который, к тому времени, уже успел проехать «Шелковый Путь-2009» в качестве механика экипажа Биньямина Джепаева.
Вячеслав Субботин (на переднем плане) и штурман Рамиль Замалетдинов. Фото: Константин Гусев, nn.mk.ru.
«УАЗ-Патриот Карго», фото: zr.ru
Дебют «УАЗ-Патриот Карго» оказался неплохим (подробно http://www.zr.ru/content/articles/355784-shelkovyj_put_dakar_otdyhajet/). Машине удалось успешно проехать более 4000 км дистанции гонки и добраться до финиша на 47-ом месте (из 105 стартовавших в зачете внедорожников). Конечно в ходе соревнования случались и поломки, но их удавалось оперативно устранить. Тем более что некоторые узлы и детали раллийного «УАЗ-Патриот Карго» остались схожи с серийной моделью, что иногда сильно выручало спортсменов.
Высокий профессионализм специалистов авторемонтного завода и авторитет Вячеслава Субботина привлекли внимания руководства холдинга «Группа ГАЗ».
«Соболь-Бизнес» (4х4), фото: auto.mail.ru
В итоге, в 2012 году появился гоночный автомобиль, построенный на базе «Соболь-Бизнес» (4х4) и получивший прозвище "маршрутка" за свою схожесть с бороздящими ульяновские трассы маршрутными такси.
«Соболь-Бизнес» (4х4), фото: auto.mail.ru
Несмотря на немного обидное сравнение с маршрутным такси, автомобиль получился вполне добротным (подробнее о машине можно почитать в обзоре Алексея Кованова https://auto.mail.ru/article/38211-sobol_dlya_ralli-reidov_bystree_krepche_moshchnee/). Впервые «раллийная маршрутка» показала свой боевой характер на одной из самых трудных гонок Восточной Европы – ралли «Шелковый Путь-2012». Экипаж Вячеслава Субботина и Рамиля Замалетдинова успешно преодолел без малого 4000 километров дистанции гонки практически без поломок, неплохо справляясь с преодолением бродов, песчаных барханов и грязевых ловушек. Итогом стало 35-ое место в зачете внедорожников. Впрочем, наверное самым главным результатом этой гонки стало то, что проекту команды «Газ За Рулем Спорт» был данным зеленый свет.
Фото: zr.ru
К сезону 2013-ого года команда «Газ За Рулем Спорт» подготовилась основательно. Усилиями ульяновских специалистов и инженеров горьковского автозавода была сильно доработана конструкция «Соболя», а также созданы два новых раллийных болида на базе Газель-Некст (подробнее о машине в обзоре Вячеслава Субботина (http://www.zr.ru/content/articles/563438-gazel-nekst_dla_ralli-rejda_diplomnaja_rabota/)). Помимо этого, горьковчане решили замахнуться и на грузовой зачет, подготовив спортивный грузовик «Садко».
«Садко», фото: kolesa.ru
В 2013 году команда наметилась уже на серьезные результаты и ввязалась в борьбу за чемпионские титулы кубка и чемпионата России по ралли-рейдам. Для победы в чемпионате в дополнение к Вячеславу Субботину и Рамилю Замалетдинову были приглашены опытнейшие пилоты: Александр Коструков (мастер спорта, чемпион России по автокроссу 2010 года), его брат-близнец Михаил Коструков (мастер спорта, неоднократный участник чемпионата и Кубка России по автокроссу, призер чемпионата России по автокроссу 2010 года) и Михаил Шкляев (мастер спорта, чемпион СССР по кольцевым гонкам). Кампанию им составили не менее опытные штурманы: Евгений Павлов (мастер спорта, чемпион России по джип-триалу 2012 года), Олег Нежнов (мастер спорта, трехкратный чемпион России по трофи-рейдам) и Станислав Долгов (мастер спорта, чемпион СССР по кольцевым гонкам).
Фото: Николай Данилов
Итогом выступления горьковской армады в сезоне 2013 года стала серебряная медаль Александра Кострукова и победный титул Евгения Павлова (среди штурманов) в чемпионате России (класс «Рейд-Спорт»). Попутно оба спортсмена увезли домой бронзовые медали Кубка России. В 2014 году экипаж Коструков/Павлов доказал, что эти победы были не случайны. Александр и Евгений выиграли две из четырех гонок чемпионата России, оформив победный титул.
Александр Коструков (на заднем плане) и Евгений Павлов, фото: rosrr.com
В 2015 году команда получила свое нынешнее название «ГАЗ Рейд Спорт». На сегодняшний день её возглавляет Алексей Коптев, а Вячеслав Субботин выполняет функции спортивного директора. Сама команда состоит из 2-х подразделений, расположившихся в 2-х крупнейших автомобильных центрах Поволжья: в Ульяновске готовят 4 легковых внедорожника, включая автомобиль женского экипажа в составе Татьяны Елисеевой и Елены Правдиной, а в Нижнем Новгороде обслуживают 2 грузовых машины.
Татьяна Елисеева и Елена Правдина, фото: offroadclub.ru
Сезон 2015 года сложился для команды вполне удачно. В классе «Рейд-Спорт» экипаж Александра Коструктова и Евгения Павлова стал лучшим в чемпионате и кубке России по ралли-рейдам в классе «Рейд-Спорт». Их коллеги Михаил Коструков и Олег Нежнов стали вторыми в чемпионате России и заняли 3-е место в кубковом первенстве. Отличных результатов команда добилась и в грузовом зачете («Т4»). Болеслав Левицкий уступил титул чемпиона России представителю команды «КАМАЗ-Мастер» Антону Шибалову, однако смог сдержать натиск остальных представителей «челнинской армады» и завоевал почетное 2-ое место. Впрочем, наверное самым интересным достижением команды в этом году является создание нового ралли-рейдового прототипа «Газель-Некст Т1» (http://offroadclub.ru/tuning/trucks/off-road_tuning/87048.html), подготовленного по правилам самого мощного и конкурентного класса «Т1». Пока машина лишь «обкатывается» и доводится до ума, но в следующем сезоне «ГАЗ Рейд Спорт» с её помощью намеревается побороться за чемпионский титул в абсолюте. Возможно когда-нибудь мы увидим эту машину и на ралли «Дакар».
Газель-Некст Т1 на старте дебютной гонки (ралли-рейд Великая Степь 2015)
Выражаем благодарность команде «ГАЗ Рейд Спорт» за помощь в подготовке материала.
Автор:дмитрий Лунин |