Идея повысить мощность двигателя за счет нагнетания в него дополнительного кислорода и топлива появилась еще в середине 19 века. Первооткрывателями можно назвать Братьев Рутс, которые в 1859 году сделали первый прообраз винтового компрессора. Суть устройства была в том, что внутри двигателя на огромной скорости вращались два ротора, которые вдували кислород внутрь цилиндров. Самое главное преимущество такой конструкции заключалось в том, что роторы не касаются ни друг друга, ни стенок, благодаря чему они очень надежны и долговечны. Но из-за зазоров воздух частично уходит обратно и чем больше давление, тем менее эффективна работа такой конструкции. Поэтому её редко применяют, если давление больше 0,5 бар.
В начале 1930-х годов немецкий ученый Альф Лисхольм начал работу над компрессором собственной конструкции, который впоследствии и получил название «винтовой компрессор». За основу он взял идею братьев Рутс, но его роторы имели вид не восьмерки, а шнека. Это позволило уменьшить зазоры, а также сделать впрыск воздуха и топлива равномерным. Соответственно КПД и стабильность такого устройства была выше и оно по всем параметрам превосходит творение братьев Рутс. Единственный его недостаток это сложность и дороговизна изготовления, из-за чего они редко применяются в автомобильной и мотоциклетной промышленности, но активно используются в холодильных установках и других промышленных устройствах.
Но нельзя сказать, чтобы винтовые компрессоры совсем не использовались в авто/мото промышленности. Они активно применяются в мотоциклах премиум класса и гоночных спорт-байках. В 2010 году беларус Юрий Шип построил «The Machine» - мотоцикл, который выиграл в чемпионате мира по кастом-байк-билдингу (в метрическом классе) и 3-е место абсолютном зачете. Его мотоцикл был оснащен 4-х цилиндровым двигателем с винтовым компрессором. Над мотором Юрий и его команда трудились очень долго. За основу был взят 2-х цилиндровый двигатель К-750, который был полностью переработан.
Интереснее всего, что этот мотоцикл был построен с использованием классических технологий 1930-х годов, когда и был впервые создан винтовой компрессор. Второй необычный аспект в том, что байк практически не содержит в себе ни одной американской детали, что необычно для кастомизаторов. Юра позволил поставить на мотоцикл лишь американский карбюратор.
Автор:Дмитрий Лунин |