Теория
Трансмиссия автомобиля WRC соединена с тремя дифференциалами: один из них находится в ее передней части, второй в центре и, наконец, третий расположен сзади. Дифференциалы позволяют колесам вращаться с разной скоростью, в результате чего машина легче проходит повороты.
«Без этих приспособления машина вела бы себя примерно как танк, обе гусеницы которого движутся с одинаковой скоростью – ее невозможно было бы повернуть», поясняет механик Citroen Junior Team Франсуа Ксавье Демезон (Francois Xavier Demaison). «Чтобы развернуть танк, нужно заставить одну гусеницу вращаться медленнее. Точно так же устроены и гоночные автомобили».
Передний и задний дифференциалы известны как дифференциалы повышенного трения. Это означает, что если сцепление одного из колес ослабнет, на него будет направлено больше движущей силы.
Дифференциалы повышенного трения
Расположенные между передними и задними колесами машины, эти устройства контролируют силу, направленную на колеса через карданные валы. Проще говоря, они позволяют колесам, находящимся с внутренней стороны угла вращаться медленнее, чем колеса с внешней стороны угла. Но это не единственная их функция.
До 2006 года передние и задние дифференциалы называли активным, потому что контроль над всей системой осуществлял компьютер. Электронный датчик указывал на колесо, вращающееся слишком быстро или слишком медленно, а компьютер распределял движущую силу таким образом, чтобы достичь максимального сцепления для каждого колеса. Обычно активные дифференциалы использовали для этой процедуры гидравлику. Циферблат в кабине автомобиля позволял гонщику регулировать их настройки, приспосабливая машину под определенный этап ралли.
В преддверии сезона 2006 года использование активных дифференциалов из-за их дороговизны было запрещено, и на смену компьютеру пришла механика. Новые приборы выполняли ту же работу, что их предшественники, но для передачи движущей силы вместо гидравлических пистонов и компьютера использовали систему шестеренок, дисков сцепления и переходников.
Механические дифференциалы поддаются настройке, но только в определенных пределах. Чаще всего угол, под которым колеса зафиксированы относительно друг друга, можно увеличить или уменьшить вручную между этапами ралли. Но более значительные изменения могут быть произведены только в сервисном парке.
Центральный дифференциал
Центральный дифференциал помогает маневрировать, перераспределяя движущую силу с переднего на задний вал. Это предотвращает потерю сцепления обоих колес на одном конце автомобиля и не позволяет скользить второй паре колес, регулируя подачу силы.
На сегодняшний день этот дифференциал единственный «активный» из трех – только им управляет гидравлический механизм, контролируемый компьютером. Его можно перенастроить прямо в ходе ралли, чтобы в корне изменить поведение машины на трассе. Недостаточное или чрезмерное трение устраняется с помощью поступательно замыкающей систему детали, передающей необходимый крутящий момент на задние колеса.
Центральный дифференциал также необходим для поворотов под острым углом. Он соединен с системой ручного торможения, высвобождается при оттягивании рычага и не позволяет задним колесам терять сцепление на поворотах.
Автор:Эллада Кирякулова |