Переговорное устройство (интерком) помогает гонщику и его штурману переговариваться друг с другом сквозь рев мотора гоночной машины. В интервью wrc.com Мэттью Уилсон (Matthew Wilson), пилот команды Stobart VK M-Sport Ford, пояснил, как работает эта система.
Общие сведения
Во время движения автомобилей в непосредственной близости друг от друга и на некоторых участках трассы кабина гонщика наполняется невероятным шумом. Учитывая то, что звукоизоляция, обычно присутствующая в машинах, во время ралли снимается ради снижения веса, звук работающего механизма и все остальные дорожные шумы передаются непосредственно в кабину.
Вой мотора, свист турбо-наддува, скрежет прямозубых шестеренок и трех дифференциалов сами по себе уже не самое приятное музыкальное сопровождение, а дополняет их грохот гравия, разлетающегося из-под колес, напоминающий автоматную очередь, и постоянный гул выхлопной системы. Среди всего этого хаоса для гонщика и его напарника предельно важно иметь возможность сконцентрироваться и вести ясный диалог.
Как это работает
По мнению Уилсона, интерком – одна из самых важных частей его Ford Focus WRC. «Шум внутри машины просто невероятный, особенно на гравиевом покрытии. Без переговорного устройства я бы не услышал ни слова из всего, что говорит Скотт, даже если бы он кричал из-за всех сил», рассказывает пилот.
Система состоит из небольшого пульта управления, который обычно расположен между сиденьями, и двух типов шлемофонов, соединяющихся с системой через порт, расположенный на ремнях безопасности каждого гонщика. С помощью пульта можно регулировать слышимость.
Оба шлемофона состоят из гасящих шум наушников, которые плотно облегают уши, чтобы отсечь большую часть внешних помех, и защищенного от шума микрофона, вмонтированного в забрало напротив рта.
«Оба шлемофона в сущности одинаковы, но мы используем их в разных случаях», поясняет Уилсон. «Первый вмонтирован в наши защитные шлемы, которые мы надеваем во время гонки, а второй – это просто наушники и микрофон, которые подходят для обычных дорог и пробных заездов. Из-за дополнительного шума на спецучастках устройство, вмонтированное в защитный шлем, настроено на более громкое звучание и лучшую слышимость, чем просто наушники. Но в целом это одно и то же».
Вне ралли пилоты отключают интеркомы, снимают защитные шлемы и помещают их в сетчатые сумки, висящие на защитной дуге позади сиденья. Устройства связи обычно хранятся там же, а в нужный момент надеваются и подключаются.
Пилоты WRC как правило носят интеркомы и во время пробных заездов и на дорожных секциях. «Нам настолько важно ничего не упустить, что невозможно позволить себе их снять. На первом заезде необходимо, чтобы Скотт слышал все, что я говорю, объясняя ему маршрут, а во втором заезде я должен слышать, когда он зачитывает мне стенограмму. Интерком помогает нам сконцентрироваться и отсекает все побочные шумы», добавляет Мэттью.
Переговорное устройство не только позволяет гонщикам общаться между собой, но и постоянно держит их на связи с командой. «Система настроена таким образом, что в любой момент мы можем поговорить с нашими механиками по рации или по телефону в их машине, чтобы обсудить нечто важное, что нам не хотелось бы разглашать.
Во время долгого пути мы можем даже подключить к ней iPod и послушать музыку. Это помогает бороться с утомлением, особенно если впереди еще 160-километровая дорожная секция, как это было в Японии пару лет назад», говорит гонщик.
В то же время, переключение интеркома из положения «Дорога» в положение «Участок» отключает все функции, кроме двухсторонней связи между пилотами: «Мы делаем это прямо перед началом спецучастка, чтобы нас ничего не отвлекало. По окончании его Скотт отключает этот режим, и мы сообщаем команде свои временные показатели».
Для обеспечения связи применяются опробованные и надежные методы, но избежать проблем, к сожалению, удается не всегда.
«Если система сломается, появятся большие проблемы. У нас есть запасной микрофон, который очень легко заменить, но для более серьезного ремонта нам придется ждать сервисной стоянки, и между тем искать интеркому какую-то замену», объясняет Уилсон. «В этом году такое случилось в Норвегии – переговорное устройство сломалось прямо перед началом спецучастка. Тогда мы решили, что мне важнее слышать комментарии Скотта, чем ему слышать меня, и поменялись шлемами. Все обошлось», добавляет он.
Автор:Эллада Кирякулова |